Наталия Терехова
Консультация для педагогов «Детский плач»
▼ Скачать + Заказать документы
Плач, как радость, смех, одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Плач не всегда отрицательная эмоция, поскольку существуют «слёзы радости» при волнении и избытке чувств. Плач – особый язык ребёнка, и от того как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми. Начиная с года, ребёнок может выразит свои потребности не только плачем, но и словами, и плач остаётся преимущественно средством выражения слов.
Публикация «Консультация для педагогов „Детский плач“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Если ребёнок мало говорит, но много плачет, это симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить вслух свои чувства и желания. Когда ребёнок мало говорит и не плачет, это свидетельствует как о флегматическом темпераменте, так и о недоразвитии эмоций или их заторможенности и депрессии. Так бывает при отставании в психическом развитии, сильных переживаниях и недостатке положительных эмоций. Плач – один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер её выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от характера воспитания. Действительно, чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик.
С другой стороны, плач-протест говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребёнок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиде. Иногда плач возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочь, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию. У эмоционально безучастных родителей плач ребёнка в этом случае достигает градации крика и отчаяния, как бы призывая их быть более тёплыми и отзывчивыми в выражении ответных чувств. Плача, ребёнок жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать желание.
Разнообразные функции плача : каприз (истерика, протест, просьба, требование, жалоба (обида, плач-сигнал и плач-разрядка составляют его сложную психологическую структуру, то, что мы определили как язык плача.
Заслуживает рассмотрения и плаксивость - постоянное «нытьё». В психологическом плане это симптом внутренней неудовлетворённости, беспокойства и недовольства какими-либо сторонами взаимоотношений с окружающими, в том числе отношениями с эмоционально близким для ребёнка взрослым.
Иногда ребёнок «ноет», со слов родителей, только по тому, что у него плохое настроение, он неспокоен, им никто не занимается, и он не может себя занять. В ряде случаев лежащее в основе данной формы плача расстройство настроения вызвано и невропатической чувствительностью к перемене погоды, физически плохим самочувствием и внутренними, не зависящими от психологических причин колебаниями настроения.
Плачущий ребёнок плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказание плачущего, так как потом, он легко может забыть, за что же был наказан, да и состояние, в котором он находится при плаче, и так является подобным наказанию переживанием. Если же совсем не обращать на плач никакого внимания, можно нанести непоправимый урон доверию к отзывчивости взрослых, и плакать ребёнок будет, что называется, с горя, Когда плач носит характер явной истерики, самое лучшее как раз не подкреплять его повышенным вниманием, а предоставить возможность выходу нервного напряжения. В остальных случаях с плачем нужно разобраться, что возможно только при доверительном контакте и гарантии отсутствия наказания.
Предупредить плач может воспитатель, занимаясь с детьми, окружающими такого ребёнка, сдерживая агрессивность некоторых детей и налаживая дружеские отношения среди сверстников. Важно формировать и поддерживать в группе жизнерадостную атмосферу, проводить разнообразные и эмоционально насыщенные игры, вырабатывать у детей уверенность в своих силах и возможностях. Если, несмотря на принятые меры, плаксивость сохранится, она скорее всего явится признаком болезненного состояния или неблагополучия в семье, и окончательно устранить её можно будет только при содействии родителей и консультации специалиста.