Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности»

Старикова Вера
Консультация для педагогов «Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов :

Дети с синдромом Дауна : психологические и физиологические особенности.

Синдром Дауна был впервые описан в 1866 году британским учёным Джоном Лэнгдоном Дауном, а его хромосомное происхождение было обосновано в 1959 году.

Темочки:

По статистике один ребёнок из 700 новорождённых появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, возраста, образования, цвета кожи, вредных привычек, питания, достатка или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом.

Причина возникновения.

Каждая клетка организма обычного человека содержит 46 хромосом, составляющих 23 пары. Процесс размножения клеток в организме связан с очень сложными изменениями, происходящими в клеточном ядре. В результате прямого деления каждая из вновь образовавшихся клеток получает по одной хромосоме из каждой пары, т. е. полный набор, содержащий 23 хромосомы. После слияния мужской и женской половых клеток образуется одна клетка, причём количество хромосом новой оплодотворённой клетки удваивается и достигает 46. Из них 23 хромосомы принадлежат материнской клетке, и 23 – отцовской.

Процесс образования половых клеток, содержащих 23 хромосомы, называется мейоз.

Организм человека настолько сложен, что при зарождении новой жизни в процессе мейоза иногда происходят отклонения. Если хромосомный набор плода отличается от обычного, то это влечёт за собой определённые последствия, например, в оплодотворённой клетке оказывается не 46, а 47 хромосом. В этом случае в процессе мейоза одна из отцовских или материнских хромосом – 21я – не разделилась и образовала так называемую трисомную зиготу, и возникла трисомия -21, т. е. синдром Дауна.

Особенности.

Никогда невозможно точно предсказать, каким станет ребёнок, когда вырастет. Это в равной степени относится к любому новорождённому, в том числе и к малышу с синдромом Дауна. Важно помнить, что такой малыш, несмотря на определённые особенности, будет развиваться, начнёт агукать и смеяться, ползать и ходить, общаться с другими людьми, выражать радость и печаль, научится есть и пить, умываться и ходить в туалет, одеваться и раздеваться, защищать себя и заботиться о других, обретёт друзей и увлечения.

Наличие дополнительной хромосомы обуславливает ряд специфических особенностей, присущих большинству людей с синдромом Дауна.

Голова и лицо.

Голова некоторых детей с синдромом Дауна сзади бывает немного сплющена, а шея – короче, чем у обычных малышей. Родничок закрывается несколько позже. Черты лица, как правило, немного мельче, ротик меньше, а язык больше, поэтому он часто высовывается наружу. Когда малыш подрастёт, он постепенно под руководством взрослых научится контролировать себя и эта особенность исчезнет. Нёбо уже, чем у обычных детей, - высокое и сводчатое. Уши иногда располагаются чуть ниже, чем обычно. Широко посаженные, немного раскосые глаза обычно имеют дополнительную складочку век у переносицы, которая называется эпикант. Он, как правило, виден до 12-13-летнего возраста, а потом постепенно исчезает. У многих детей по краю радужной оболочки есть белые крапинки, они особенно заметны у детей со светлыми глазами. Внешние особенности глаз не имеют отношения к нарушению зрения, но дети с синдромом Дауна довольно часто нуждаются в коррекции зрения с помощью очков. Волосы у детей с синдромом Дауна, как правило, негустые, мягкие и прямые, зубы мельче, появляются они позже, чем обычно, и чаще требуют стоматологического лечения. Шея может быть короче и шире, чем обычно. Складочки сзади по обеим сторонам шеи, которые можно заметить у маленьких детей, со временем сглаживаются и исчезают.

Мышечный тонус и суставы.

Практически у всех детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус. В медицине это явление называется гипотонией. При гипотонии мышцы расслаблены, и ребёнку труднее активно двигаться, поэтому очень важно как можно раньше под руководством специалиста по двигательному развитию начать выполнение специальных упражнений. При регулярных занятиях, стимулирующих двигательное развитие, с возрастом гипотония компенсируется.

Суставы детей с синдромом Дауна слишком подвижны из-за слабых связок. Это, конечно, не значит, что малыши без конца вывихивают руки и ноги, просто необходимо учитывать эту особенность и внимательно относиться к рекомендациям специалистов.

Руки и ноги.

Конечности малыша с синдромом Дауна немного короче, чем у обычного ребёнка. Пальчики на руках и ногах тоже короче, расстояние между большим и остальными пальчиками ног увеличено. Ладошки довольно широкие, часто их пересекают сплошные поперечные линии-складки, мизинчики на руках может быть немного изогнуты, однако никакого влияния на общее развитие эти признаки не оказывают.

Рост.

Новорождённые малыши с синдромом Дауна немного меньше, чем обычные дети, и кривые роста для обычных детей, которыми пользуются в наших поликлиниках, им не подходят. Ребёнок с синдромом Дауна растёт и набирает вес несколько иначе. В среднем дети с синдромом Дауна в возрасте 6 лет на 10-12см ниже, чем их обычные сверстники. В подростковом возрасте темпы роста и созревания скелета увеличиваются и почти не отличаются от нормы.

Средний рост молодого человека с синдромом Дауна составляет 154-160см, а девушки – 50-154см.

Медицинские проблемы.

У малышей с синдромом Дауна медицинские проблемы возникают чаще, чем у обычных детей. Во многих случаях они рождаются на 1-2 недели раньше срока. У них чаще, чем у обычных детей, встречаются врождённые пороки сердца или пищеварительной системы, порой требующие оперативного вмешательства, а также снижение слуха, зрения и функции щитовидной железы.

Ранняя педагогическая помощь.

Очень важно как можно раньше начать активную стимуляцию развития малыша с синдромом Дауна.

Основные принципы, положенные в основу программ развития детей с синдромом Дауна следующие :

--- Развитие ребёнка с особыми потребностями по своей сути не отличаются от развития любого другого ребёнка. Темп несколько ниже, но порядок шагов более или менее тот же.

--- Детям с синдромом Дауна для усвоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений. Процесс обучения должен идти постоянно, его необходимо разбивать на маленькие шаги.

--- Роль воспитателей в процессе стимуляции развития ребёнка с синдромом Дауна очень велика, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке.

С первых недель их жизни в сфере особого внимания педагогов должно находиться :

• развитие речи, формирование общения;

• развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);

• развитие общей моторики и ориентировки в пространстве;

• развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

• развитие социальных навыков; развитие навыков самообслуживания.

Скорость реагирования.

Исследования показали, что при синдроме Дауна особенности строения нервной системы несколько замедляют прохождение сигналов по нервным волокнам, поэтому детям требуется больше времени на переработку информации и отклик. По этой причине, в частности, темпы развития малышей замедленны. Следует иметь это в виду и, занимаясь с ребёнком, обязательно выдерживать необходимые паузы, давая малышу время на переработку информации. В противном случае может создаться впечатление что ребёнок ничего не понимает и не реагирует, хотя на самом деле ему просто не хватает времени, чтобы выразить свою реакцию.

Публикации по теме:

Коллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом ДаунаКоллективное Творческое семейное Дело «Мой любимый театр» для учащейся 3 класса с синдромом Дауна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми Коллективное.

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 3–4 лет» (часть первая) Уважаемые коллеги, уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, о возрастных особенностях слуха и голоса у детей 3- 4 лет. У детей.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления»Консультация для педагогов «Особенности и этапы устного выступления» Умение публично выступать достигается упорным трудом в сочетании с врожденными данными. Публичная речь- это средство достижения деловых.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна»Стенгазета «21 марта — Международный день человека с синдромом Дауна» 21 марта отмечается Международный день человека с синдромом Дауна. В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности»
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 16:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности»» (включая файлы) размещена пользователем Старикова Вера (УИ 2426625) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД