Старикова Вера
Консультация для педагогов «Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с синдромом Дауна : психологические и физиологические особенности.
Синдром Дауна был впервые описан в 1866 году британским учёным Джоном Лэнгдоном Дауном, а его хромосомное происхождение было обосновано в 1959 году.
Публикация «Консультация для педагогов „Дети с синдромом Дауна: психологические и физиологические особенности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Синдром Дауна. Развитие и обучение солнечных детей
- Темочки
По статистике один ребёнок из 700 новорождённых появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, возраста, образования, цвета кожи, вредных привычек, питания, достатка или национальности. Мальчики и девочки рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом.
Причина возникновения.
Каждая клетка организма обычного человека содержит 46 хромосом, составляющих 23 пары. Процесс размножения клеток в организме связан с очень сложными изменениями, происходящими в клеточном ядре. В результате прямого деления каждая из вновь образовавшихся клеток получает по одной хромосоме из каждой пары, т. е. полный набор, содержащий 23 хромосомы. После слияния мужской и женской половых клеток образуется одна клетка, причём количество хромосом новой оплодотворённой клетки удваивается и достигает 46. Из них 23 хромосомы принадлежат материнской клетке, и 23 – отцовской.
Процесс образования половых клеток, содержащих 23 хромосомы, называется мейоз.
Организм человека настолько сложен, что при зарождении новой жизни в процессе мейоза иногда происходят отклонения. Если хромосомный набор плода отличается от обычного, то это влечёт за собой определённые последствия, например, в оплодотворённой клетке оказывается не 46, а 47 хромосом. В этом случае в процессе мейоза одна из отцовских или материнских хромосом – 21я – не разделилась и образовала так называемую трисомную зиготу, и возникла трисомия -21, т. е. синдром Дауна.
Особенности.
Никогда невозможно точно предсказать, каким станет ребёнок, когда вырастет. Это в равной степени относится к любому новорождённому, в том числе и к малышу с синдромом Дауна. Важно помнить, что такой малыш, несмотря на определённые особенности, будет развиваться, начнёт агукать и смеяться, ползать и ходить, общаться с другими людьми, выражать радость и печаль, научится есть и пить, умываться и ходить в туалет, одеваться и раздеваться, защищать себя и заботиться о других, обретёт друзей и увлечения.
Наличие дополнительной хромосомы обуславливает ряд специфических особенностей, присущих большинству людей с синдромом Дауна.
Голова и лицо.
Голова некоторых детей с синдромом Дауна сзади бывает немного сплющена, а шея – короче, чем у обычных малышей. Родничок закрывается несколько позже. Черты лица, как правило, немного мельче, ротик меньше, а язык больше, поэтому он часто высовывается наружу. Когда малыш подрастёт, он постепенно под руководством взрослых научится контролировать себя и эта особенность исчезнет. Нёбо уже, чем у обычных детей, - высокое и сводчатое. Уши иногда располагаются чуть ниже, чем обычно. Широко посаженные, немного раскосые глаза обычно имеют дополнительную складочку век у переносицы, которая называется эпикант. Он, как правило, виден до 12-13-летнего возраста, а потом постепенно исчезает. У многих детей по краю радужной оболочки есть белые крапинки, они особенно заметны у детей со светлыми глазами. Внешние особенности глаз не имеют отношения к нарушению зрения, но дети с синдромом Дауна довольно часто нуждаются в коррекции зрения с помощью очков. Волосы у детей с синдромом Дауна, как правило, негустые, мягкие и прямые, зубы мельче, появляются они позже, чем обычно, и чаще требуют стоматологического лечения. Шея может быть короче и шире, чем обычно. Складочки сзади по обеим сторонам шеи, которые можно заметить у маленьких детей, со временем сглаживаются и исчезают.
Мышечный тонус и суставы.
Практически у всех детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус. В медицине это явление называется гипотонией. При гипотонии мышцы расслаблены, и ребёнку труднее активно двигаться, поэтому очень важно как можно раньше под руководством специалиста по двигательному развитию начать выполнение специальных упражнений. При регулярных занятиях, стимулирующих двигательное развитие, с возрастом гипотония компенсируется.
Суставы детей с синдромом Дауна слишком подвижны из-за слабых связок. Это, конечно, не значит, что малыши без конца вывихивают руки и ноги, просто необходимо учитывать эту особенность и внимательно относиться к рекомендациям специалистов.
Руки и ноги.
Конечности малыша с синдромом Дауна немного короче, чем у обычного ребёнка. Пальчики на руках и ногах тоже короче, расстояние между большим и остальными пальчиками ног увеличено. Ладошки довольно широкие, часто их пересекают сплошные поперечные линии-складки, мизинчики на руках может быть немного изогнуты, однако никакого влияния на общее развитие эти признаки не оказывают.
Рост.
Новорождённые малыши с синдромом Дауна немного меньше, чем обычные дети, и кривые роста для обычных детей, которыми пользуются в наших поликлиниках, им не подходят. Ребёнок с синдромом Дауна растёт и набирает вес несколько иначе. В среднем дети с синдромом Дауна в возрасте 6 лет на 10-12см ниже, чем их обычные сверстники. В подростковом возрасте темпы роста и созревания скелета увеличиваются и почти не отличаются от нормы.
Средний рост молодого человека с синдромом Дауна составляет 154-160см, а девушки – 50-154см.
Медицинские проблемы.
У малышей с синдромом Дауна медицинские проблемы возникают чаще, чем у обычных детей. Во многих случаях они рождаются на 1-2 недели раньше срока. У них чаще, чем у обычных детей, встречаются врождённые пороки сердца или пищеварительной системы, порой требующие оперативного вмешательства, а также снижение слуха, зрения и функции щитовидной железы.
Ранняя педагогическая помощь.
Очень важно как можно раньше начать активную стимуляцию развития малыша с синдромом Дауна.
Основные принципы, положенные в основу программ развития детей с синдромом Дауна следующие :
--- Развитие ребёнка с особыми потребностями по своей сути не отличаются от развития любого другого ребёнка. Темп несколько ниже, но порядок шагов более или менее тот же.
--- Детям с синдромом Дауна для усвоения того или иного навыка необходимо большее количество повторений. Процесс обучения должен идти постоянно, его необходимо разбивать на маленькие шаги.
--- Роль воспитателей в процессе стимуляции развития ребёнка с синдромом Дауна очень велика, поскольку им предстоит ежедневно осуществлять необходимое содействие усвоению малышом новых навыков и их отработке.
С первых недель их жизни в сфере особого внимания педагогов должно находиться :
• развитие речи, формирование общения;
• развитие познавательной деятельности (когнитивное развитие);
• развитие общей моторики и ориентировки в пространстве;
• развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
• развитие социальных навыков; развитие навыков самообслуживания.
Скорость реагирования.
Исследования показали, что при синдроме Дауна особенности строения нервной системы несколько замедляют прохождение сигналов по нервным волокнам, поэтому детям требуется больше времени на переработку информации и отклик. По этой причине, в частности, темпы развития малышей замедленны. Следует иметь это в виду и, занимаясь с ребёнком, обязательно выдерживать необходимые паузы, давая малышу время на переработку информации. В противном случае может создаться впечатление что ребёнок ничего не понимает и не реагирует, хотя на самом деле ему просто не хватает времени, чтобы выразить свою реакцию.