Ольга Полозова
Консультация для педагогов «Что делать — в моей группе ребенок с заиканием»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что делать, в моей группе ребенок с заиканием?»
Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи или как говорят другие сторонники логопедии нарушение беглости речи. Судороги, которые возникают в разных отделах, могут быть клонические или тонические. Например: ребенок повторяет многократно один звук. Мммммама пойдем – это клонические судороги, а если ребенок говорит и потом замолкает (ни одного звука не произносит, в этот момент может происходить спазм и ребенок просто не может ничего произнести – это тонические судороги.
Публикация «Консультация для педагогов „Что делать — в моей группе ребенок с заиканием“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
На сегодняшний день прогресс далеко ушел, но в изучении заикания остаются еще много и много вопросов и общей системы коррекции, панацеи, к сожалению, нет. Поэтому дети с заиканием должны и могут постоянно наблюдаться у таких специалистов как логопед, невролог, психиатр, психоневролог.
К нам в дошкольное учреждение поступают дети в очень раннем возрасте и в руках педагога, в какой-то мере есть возможность предупредить возникновение заикания. Я предлагаю для этого взглянуть на причины появления этого нарушения.
1. Возраст ребенка от 2 до 4 лет. Почему? До 5 лет идет активное развитие ребенка, формируются очень многие функции. Нервная система не справляется с той нагрузкой, которую ребенок получает. Соответственно, нервная система дает сбой в виде заикания. Кто-то начинает обучать ребенка в возрасте 2-3 лет чтению (методика Гленна Домана). Нужно быть очень аккуратным в раннем возрасте. Нервная система может не выдержать. Есть такие дети, нервная система которых крепка и стабильна. А бывает раз, и сломалась.
2. Излишняя эмоциональность. Дети с заиканием могут быть излишне чувствительны, могут быть плаксивы, раздражительны, обидчивы, это дети тонкой душевной организации. И если что-то случилось в жизни такого ребенка, то это обязательно катастрофа вселенского масштаба.
3. Раннее развитие. То есть ребенок, например, начал очень рано говорить. Практически все мамы гордятся этим. То есть не в 1 год, а в 10мес. он говорит уже не 10 слов, а порядка 20 слов. В 1г. 2м. формирует простую фразу. Эти дети выделяются среди сверстников. Но дело в том, что что-то в КГМ дозрело раньше и смогла появиться речь досрочно, а что-то еще не сформировалось. Получается диссонанс. Что-то работает, а что-то задерживается. Механизм работает неправильно, возникает сбой.
4. Позднее развитие. ЗРР. Возникает ситуация, когда ребенок молчит до 3 - 3,5 лет, а потом ему нужно до 6 лет успеть все усвоить, то, что не успел с 1 года. Педагоги, родители, дополнительное образование стараются все восполнить и успеть. Такая гонка материала может спровоцировать сбой.
5. Наследственные причины. У папы, который лидер в семье, сын хочет во всем ему подражать – заикание. Ребенок, который находится постоянно в семье слышит речь с запинками и в итоге начинает говорить так же. Или ребенок с легкой степенью заикания попадает в коррекционную группу для детей с заиканием (в том числе с тяжелой степенью, когда ребенок не может слова сказать).
6. Эмоциональный контакт с близкими ребенку людьми. Как правило, это родители. В этих взаимоотношениях очень важен эмоциональный контакт. Когда мама холодная, лишний раз не обнимет, не приголубит, ребенок не дополучает этих эмоций, соответственно возникает стрессовая ситуация и может произойти сбой.
7. Излишняя строгость к ребенку. Казарменные условия. Командное воспитание: «Быстро встал, поел, оделся.» Постоянное состояние напряжения может дать сбой.
8. Особенности становления речи ребенка. Когда у ребенка ограниченный словарный запас. Появляются слова – паразиты (вот, ну) Если дети не могут подобрать то, или иное слово, они начинают многократно повторять ну, ну, ну, потом пошли в кино; вот, вот, вот, все, вот…И это входит в привычку, начинает заменять слова на постоянной основе, возникает классическое хорошее заикание.
9. Физическое состояние. Ослабленная нервная система ребенока, за счет частых болезней.
10. Билингвизм. Ребенок говорит сразу на 2х языках. По - хорошему, желательно, до 5 лет изучать один язык. Потом присоединять второй. Но бывает так, что люди живут и учатся в России, к примеру, папе хочется, чтобы ребенок говорил на его родном языке. Иногда происходит смешивание речевых центров, ребенок не успевает правильно сформироваться, так как информация идет потоком. Или дома говорят на одном языке, в группе в ДОУ на другом, на улице слышит третий язык. Этот поток может дать сбой…
11. Леворукость. Не всегда страдают такие люди заиканием.
12. Особенности внутриутробного развития. Особенности появления на свет. Например, гипоксия (кислородное голодание клеток мозга).
13. Психологические травмы. Может быть не спокойный фон в семье, испуг, стресс в ДОУ, реакция на появление брата или сестры.
На самом деле должно сойтись 3 фактора, чтобы случилось заикание :
- Слабость нервной системы;
- Наследственность (если в роду нет заикающихся родственников, значит были предпосылки к заиканию, а оно само не случилось);
- Запуск заикания (если есть слабость н. с., наследственность, но нет запуска, то заикание может и не произойти). Мы привыкли видеть стрессовую ситуацию (большая собака, страшный дядя, но это могут быть вполне яркие и радостные эмоции, когда ребенок впервые увидел большую реку с пароходами, или дядю Али (с Жасмин из сказки). В этот момент в КГМ формируется нейронная связь сломанной речи. Ее нужно убрать и сформировать правильную нейронную связь.
На своих занятиях по коррекции заикания я использую работы Выгодской И. Г., Марианны Козловой, Ирины Николаевны Кайдан, Юлии Благовой. Мы с детьми формируем плавность речи, при помощи «ниточки», воздушных фломастеров, развиваем возможность долгого речевого выдоха с визуальной поддержкой говорения. Дети учатся равномерно распределять воздух на целые фразы, чувствовать паузы. Помимо этого, на каждом занятии, используются психотерапевтические упражнения, релаксационные задания для разных групп мышц, дыхательная гимнастика по Стрельниковой А. и т. д.
Детям предлагаются терапевтические сказки, которые помогают, за счет других сказочных персонажей разбирать их тревоги, проблемы, несут успокаивающее и гармоничное состояние.
Для детей дошкольного возраста игра —это основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.
Что необходимо помнить педагогам в случае поступления заикающегося ребенка в детский сад :
• Нужно проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
• Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого, не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
• Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
• Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
• Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил.
• Не торопить ребёнка во время устного ответа, не перебивать и, по возможности, вести себя с ним терпеливо и доброжелательно. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, воспитатель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
• Убеждать ребенка, что он ни чем не отличается от других детей.
• На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
• Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
• Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
Предлагаем узнать о различных упражнениях и играх для групп, где есть заикающиеся дети, и пополнить вашу дидактическую копилку.
Игры и упражнения для развития силы голоса
Игра «Урожай» Развитие чувства речевого ритма, расширение высотного диапазона голоса.
Урожай мы собираем. ГРОМКО песни распеваем: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ,.
(Хлоп, хлоп, хлоп - удары в ладоши в быстром темпе.)
Урожай уже собрали. тихо песни зазвучали: ля-ля-ля, ля-ля-ля.
(Хлоп, хлоп — удары в ладоши в медленном темпе.)
«Кто кого?»
Цель: Развитие силы голоса.
Педагог ставит двух детей друг против друга, и по сигналу воспитателя дети начинают сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т. п. Кто тянет дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл.
«Тихо – громко»
Цель: учить изменять силу голоса.
Описание:
1. Дети, медленно разводя руки в стороны, протяжно произносят гласный звук. Начинают с тихого звучания, увеличивая силу голося по мере разведения рук.
2. Дети передают мяч по кругу и называют свои имена по очереди: один тихо, другой громко и т. д.
Игра «Эхо».
Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «Ау! Ау!»
А мне в ответ: «Ау! Ау!»
Горе кричу: «Ау! Ау!»
Гора в ответ: «Ау! Ау!»
Проговаривание слов с изменением силы голоса
Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса.
Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса.
Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;
среда, четверг — шепот;
пятница, суббота — голосом средней силы;
воскресенье — громко;
суббота, пятница — голосом средней силы;
четверг, среда — шепот;
вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.
Игры и упражнения для развития высоты голос
Игровое упражнение «Капельки»
Большая капелька капает-КАП (низким голосом). А маленькая-кап (высоким голосом) Спой песенку : КАП-кап- КАП-кап -КАП-кап- КАП-кап
«Вопрос — ответ».
Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
- Ну, Весна, как дела? (высоко)
- У меня уборка, (низко)
- Для чего тебе метла? (высоко)
- Снег мести с пригорка, (низко)
(О. Высотская)
- Это кто? Это кто
По дороге скачет? (высоко)
- Это наш озорной
Непоседа-мячик, (низко)
- Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор? (высоко)
- Вот невежливый вопрос:
Это собственный мой нос! (низко)
- Был сапожник? (высоко)
- Был. (низко)
- Шил сапожки? (высоко)
- Шил. (низко)
- Для кого сапожки? (высоко)
- Для пушистой кошки, (низко)
- Почему корова эта
Маленького роста? (высоко)
- Это же — ребенок,
Это же — теленок, (низко)
(А. Шибаев)
Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.
Пение песен ( например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).
Дидактические игры.
Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, пальчиковую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными педагогом.
Игры с пением.
Для заикающихся детей полезны игры с пением — хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Поэтому, если вы пропеваете в группе песни по рекомендациям музыкальных работников, это очень здорово.
Кроме этого, игры с пением развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузы, вовремя вступать в игру, менять движения и пр., чувство коллективизма, ответственности за общую игру. Они совершенствуют просодические компоненты речи (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение); способствуют уже в начале курса использованию творческих элементов в играх.
Подвижные игры.
С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Среди них можно выделить подвижные игры с простыми движениями:
«Тише едешь — дальше будешь. Cтоп»
Дети данного возраста любят игры, в которых нужно замирать на месте, ведь они как раз находятся в процессе освоения этого навыка.
Водящий становится спиной к участникам на некотором расстоянии. Затем говорит: «Тише едешь — дальше будешь. Стоп». Пока водящий говорит, дети идут к нему, как только водящий сказал «стоп», все замирают на месте. Водящий оборачивается и осматривает детей: те, кто не замер, выбывают из игры. Остальные продолжают игру, пока не дойдут до водящего.
«Прыгнете те, кто…»
В эту подвижную игру для детей можно играть как в группе, так и на улице.
Детям обычно нравится слушать такие простые инструкции-задания, которые имеют к ним прямое отношение.
Ведущий говорит: «Сядьте все те, кто ел сегодня кашу» или «Прыгнете те, кто любит мороженое». Обычно игра сопровождается весёлыми обсуждениями, кто что любит или что ел. Это нестрашно, так как игра таким образом стимулирует развитие речи. Таким же образом можно учить и повторять названия цветов: «Подпрыгните на левой ноге те, кто надел зелёное».
«Поезд»
Это очень весёлая подвижная игра для детей, в которой совершенно отсутствует соревновательный характер.
Дети изображают поезд, построившись и держась друг за друга. Задача игры – повторять движения за рулевым. Рулевой может ходить ровно, сворачивать, останавливаться, давать задний ход, петь песни. Рулевого следует периодически менять (и т. п.)
Подвижные игры с сюжетом:
«Поезд»
Дети становятся в колонну по одному, не держась друг за друга. Первый ребенок – это паровоз, остальные - вагоны. Взрослый дает гудок, и «поезд» начинает двигаться вперед сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец дети переходят на бег. После слов взрослого «Поезд подъезжает к станции» дети должны постепенно замедлить движение, а затем и остановиться. Тогда детям предлагается выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. И по сигналу снова собраться в колонну – поезд начинает двигаться.
В ходе игры детям можно продемонстрировать цвета светофора – для этого достаточно вырезать цветные кружки и флажки и регулировать движения поезда соответственно цвету светофора.
«Где мы были, мы не скажем»
Один из игроков выходит в другую комнату, остальные договариваются о том, какой процесс они будут показывать (утреннюю зарядку, поездку в поезде, утренние водные процедуры и т. д.) Возвратившись к компании, водящий спрашивает: «Где вы были, что вы делали?» Дети хором отвечают: «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем» - и интенсивно изображают действия, о которых договаривались. Водящий должен угадать действие и место, где это могло происходить. Угадав, выбирает того, кто выходит следующим. Количество повторений (5-7 раз).
Спортивно-развлекательные:
— с мячом, обручем, лентой, флажками — дети передают общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.
Игры-драматизации.
В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый, кукольный театр) слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой.
В данных играх разыгрываются готовые тексты. Педагог отбирает из произведений детской литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью глагольной лексикой, четкой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы.
Творческие игры.
Творческие игры отличаются высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению педагога (взрослого, затем — по замыслу самих детей. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словом, в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне ее, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты.