Ирина Чекункова
Консультация для педагогов «Чем хороши нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить коллег педагогов с нетрадиционными техниками рисования в старшей группе. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Чем хороши нетрадиционные техники рисования в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.
В старшей группе традиционное рисование требует существенного усложнения техники в сравнении с более ранними этапами образовательной деятельности в детском саду. А что делать, если у малыша не получается делать ровные линии, выдерживать пропорции и чётко прорисовывать контуры? Ведь пара неудач, и ребенок может навсегда потерять интерес к рисованию. В этом случае спасают нетрадиционные техники рисования. Главное, чему они учат детей — это отсутствие страха ошибки. Ведь рисунок очень легко исправить, достаточно подрисовать что-то или стереть. Кроме того, нетрадиционные техники рисования :
- дают детям уверенность в себе, в своих силах;
- развивают эстетический вкус, креативность, воображение;
- помогают расширять представления о мире;
- развивают мелкую моторику рук;
- воспитывают самостоятельность мышления.
Какие техники используются в старшей группе
С детьми 5-6 лет можно практиковать все способы создания рисунка, с которыми малыши знакомятся на протяжении всего периода обучения в детском саду.
Это интересно. Сюжеты в этой технике можно создавать и в рамках контура, и без него. Суть метода заключается в том, что краска (акварель или гуашь) вместо привычной кисточки набирается ватной палочкой. Рисунок можно создавать линиями (другими словами, использовать как кисть, а можно тычками, то есть прикладывать палочку к листу бумаги, прижимать и так создавать сюжет. Для работы потребуется нехитрый набор:
- ватные палочки (отдельная для каждого цвета краски);
- краски;
- влажные салфетки (вытирать пальчики и неточности в рисунке). Это интересно. Рисунки ватными палочками можно комбинировать с аппликацией. Чтобы придать рисунку более чёткий контур, элементы сюжета можно обвести фломастерами. Техника рисунка ватными палочками часто комбинируется с техникой рисования пальчиками. Рисование тычком : Эта техника неслучайно соседствует с методом создания рисунка ватными палочками. Дело в том, что в некоторых источниках эти два способа считаются идентичными. Да, действительно, самый распространённый способ создания рисунка ватной палочкой — это тычок, то есть палочка окунается в краску (гуашь или акварель) и при вертикальном положении по отношению к листу делается отпечаток на бумаге. Особенно красивые рисунки получаются, если палочек взять несколько, соединить их в пучок и рисовать этой связкой. И тем не менее тычок может получаться при использовании пальчиков — тогда отпечаток делается смоченным в краску пальцем; жёсткой кисти — тычок получается игольчатым; мягкой кисти — отпечаток получается более мягким, как бы закруглённым. Это интересно.
Техника рисования солью : Как следует из названия метода, для создания изображения потребуется соль. Лучше, если это будет не экстра, а обычная каменная, чтобы кристаллы были разного размера — так рисунок получится более объёмным. Кроме того, для работы в этой технике потребуется :
- клей (ПВА или силикатный);
- лист основа яркого цвета (это принципиальное условие, так как подложка под рисунок солью должна быть контрастная, иначе изображение потеряется). Альтернативой соли может быть манная крупа. Также существую варианты создания рисунков с помощью гречки, дроблённого риса и пр. Работа в технике рисования солью состоит из 4 этапов:
- Создание контура изображения с помощью карандаша.
- Прорисовка контура клеем.
- Засыпание подложки солью.
- Сушка и избавление от излишков соли. При необходимости рисунок можно покрасить, используя технику кляксографии с трубочкой или намочив краской кусочек губки. Однако это требует повторной сушки, а также довольно кропотливой работы по окрашиванию.
Рисование восковыми мелками : Суть этой техники заключается в том, что малыши создают сюжет с помощью восковых мелков, а затем закрашивают всю подложку акварелью (или гуашью, разведённой водой). Альтернативой цветным мелкам можно использовать обычную восковую свечу — тогда картинка получится однотонной.
Техника кляксография с трубочкой: Этот метод создания картинок не только раскрывает творческий потенциал детей, но и благотворно действует на их здоровье, так как выдувание краски через трубочку развивает силу лёгких и всю дыхательную систему малышей. Для рисования потребуется нехитрый набор:
- жидко разведённые краски (акварель, гуашь или тушь);
- пипетка или маленькая ложечка;
- трубочка для коктейля;
- кисточки, карандаши для дополнения сюжета рисунка. Суть техники заключается в том, что ребёнок набирает ложечкой или пипеткой краску, капает на лист бумаги, а затем через трубочку раздувает это пятно в разных направлениях, создавая нужные формы. При этом палочка не касается ни капли краски, ни листа бумаги. Если нужно сделать мелкие ответвления, то дуть следует быстро вверх-вниз, вправо-влево в зависимости от направления сюжета.
Техника рисования по сырому : Создание картинок по сырому (её ещё называют по мокрому) позволяет получить изображения с размытыми переходами. Это ценно, например, для прорисовки шерсти животных. Суть метода заключается в том, что лист основы смачивается водой, а затем пока он мокрый наносится рисунок. Для этого используются гуашь, акварель или тушь. После того, как картинка высохнет, дорисовываются необходимые детали. Чтобы лист дольше оставался влажным, под него подкладывают влажную салфетку. Существует альтернативный способ рисования в технике по мокрому : на бумагу наносится рисунок, а затем лист изображением вниз опускается на воду, резко вытаскивается и переворачивается. Так цвета перетекают друг в друга, создавая оригинальные сочетания. Обычно таким способом рисуют пейзажи, закат. Если же на картинке задумывается изображение неба (моря, то сделать это можно так: нанести на сухой лист толстую линию, окунуть эту часть листа в воду, а затем кисточкой растянуть элемент до нужных размеров.
Техника оттиск скомканной бумагой: В младших группах малыши комкали листы бумаги, расправляли их, а затем наносили краски — так рисунок получался с интересными оттенками и тенями. В подготовительной группе техника немного усложняется : комком бумаги ребята раскрашивают контур сюжета, делая границы рисунка размытыми, нечёткими. Для реализации задумки необходимо:
- нанести контур сюжета на лист бумаги;
- налить краску (акварель, гуашь) в плоскую посудину и развести её до консистенции сметаны водой;
- скомкать лист бумаги (чем плотнее, тем более чётким будет оттиск). Комок бумаги лучше делать из обычных тетрадных страниц. Чем мельче комок, тем меньше оттиски получаются.
Оттиск печатками из картофеля:
Потребуются следующие материалы:
- коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью;
- плотная бумага любого цвета и размера,
-печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка. Дети дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме или могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием.
Монотипия:
Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Граттаж:
Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый, так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.
Батик:
Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под конфет или др. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.