Лариса Баранник
Консультация для педагогов «Аутизм и безопасность на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
«Самое дорогое у человека – это жизнь», писал Н. А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесём ли мы,взрослые до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Система образования активно работает над проблемой обучения детей безопасному поведению на дорогах. Однако, работая с детьми аутистического спектра, мы понимаем, что нужен особый подход.
Публикация «Консультация для педагогов „Аутизм и безопасность на дороге“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Безопасность на улице является общим предметом для беспокойства среди родителей детей с аутизмом. Зачастую дети не понимают опасности, связанной с переходом через дорогу, и необходимо принимать меры по обеспечению безопасного поведения их как пешеходов на улицах. Мы хотим поделиться некоторыми идеями того, как обучить ребенка безопасному поведению на дорогах. Прежде всего:
- необходимо научить ребенка слову "стоп". Дело в том, что эти дети, имея различные фобии, могут не замечать реальных опасностей: переходить улицу перед машиной, приближаться к транспорту. Если ребенок будет знать слово "стоп", это может уберечь его от травм. Сделать это можно следующим образом: внезапно прекратить какое-то действие и твердо сказать "Стоп", со временем он поймет, чего от него добиваются; .
Занятия с карточками. Для занятий понадобятся карточки, для начала не больше 5. На них могут быть изображены предметы или люди, выполняющие определенные действия. Эти карточки можно использовать и для объяснения порядка действий.
1. Пересечение улицы
Материалы (карточки с фразами) :
1). Остановись
2). Держись за руку
3). Посмотри налево и направо
4). Спроси у взрослого, можно ли перейти дорогу
2. Последовательность
«Покажи мне, как переходить дорогу», - говорит воспитатель и дает ребенку карточки с изображением и фразами.
Реакция: Ребенок раскладывает карточки в определенном порядке. Показ картинок должен сопровождаться объяснением, но не многословным. Только четкое название действий и ничего больше.
2. Можно сделать фотографии/картинки людей в опасных ситуациях, (например, ребенок, идущий без сопровождения взрослого через дорогу, и ребенок, переходящий улицу с мамой) а затем в спокойной, безопасной обстановке обучить ребенка сортировать картинки или различать их как «Безопасно» и «Опасно». Обобщать навыки путем воссоздания ситуаций, когда другие люди ведут себя небезопасно. Такая форма работы поможет обучить ребенка различать некорректное поведение других, а затем определять безопасное альтернативное поведение.
2. После этого можно изучить вопросы, «почему» такое поведение является опасным, и что следует делать в таких ситуациях (используйте визуальный сигнал «Опасно» как подсказку).
Можно попрактиковаться в различении движущихся и стоящих/припаркованных автомобилей при помощи игрушек. Обучить ребенка отличать движущиеся игрушечные автомобили от стоящих, во время того, как вы ими манипулируете. Ребенок может сказать или показать, безопасно ли будет перейти дорогу в конкретный момент времени (или же он может манипулировать игрушечным человечком). В своей практике мы используем интерактивные игры, просмотр мультфильмов о правилах дорожного движения «Смешарики», «Уроки тетушки Совы», они способствуют закреплению ПДД у детей с аутистической симптоматикой.
Схема занятий может быть следующей: 5 минут занятия с карточками, 5 минут чтение книг, 5 минут пальчиковые игры, затем перерыв и новый блок занятий. Идти нужно от простых упражнений, к сложным, для начала использовать те задания, с которыми ребенок точно справится, это поможет ему поверить в себя.
После того, как получен базис, проверить понимание ребенком этих правил можно предоставить родителям обучив отвечать на вопросы в естественной реальной среде (например, приближаясь к дороге, спросить : «Можно ли бежать через дорогу?», дожидаясь ответа «Нет», а затем спросить: «Почему нет?» если у ребёнка развиты речь и понимание речи).
Формирование у детей знаний правил безопасности дорожного движения – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и конечно родителей. Только личным примером и многократным проживанием той или иной ситуации на дороге можно приучить ребёнка к правилам дорожного движения.
Вовлекая родителей в совместную деятельность можно создать видео с участием брата или сестры ребенка, или его друзей, приспособить данное видео для ситуаций, с которыми ребенок знаком, или даже записать фрагменты видео на тех улицах, по которым он будет ходить. Одним из интересных методов использования жетонов в данной ситуации является предварительное соглашение об усилителе и о месте его получения прежде, чем выходить с ребенком на улицу. Также необходимо обсудить с ребенком, за какое поведение по пути к усилителю он получит жетоны, а за какое их потеряет. Затем ребенку предлагается пройти от того места, где он находится с мамой, до того места, где он сможет получить поощрение (например, магазин с мороженым). Начинать этот путь нужно в такой точке, чтобы ребенку необходимо было перейти через дорогу несколько раз прежде, чем он попадет в пункт назначения. Жетоны не показывают ребенку до самого прибытия в пункт назначения, чтобы убедиться в том, что он остается внимательным и не реагирует исключительно на наши вербальные напоминания и поощрения. Это помогает ребенку осознавать, что именно он должен делать, так как его усилитель зависит от надлежащего и безопасного поведения по пути к месту, где ребенок этот усилитель может получить. В зависимости от уровня развития навыков конкретного ребенка, этот способ может как сработать, так и не сработать в его случае.
4. Некоторые дети очень чувствительны к языку тела взрослых. В случае таких детей можно преувеличивать выражение телом страха перед опасностью приближающегося автомобиля. Таким же образом можно обучить ребенка быстро отбегать назад к обочине при появлении машины, первоначально держа его за руку, и т. д. Такая методика не срабатывает в случае многих детей, но может оказать ощутимую поддержку в обучении некоторых из них.
И в заключении хочется добавить, самое главное правило - такого ребенка необходимо принимать таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми. Он не лучше и не хуже их, он просто, другой.
Удачи нам всем и терпения.
Подвижная игра «Сигналы светофора»
Подготовка к игре:
На площадке от старта до финиша расставляют стойки. Играющие каждой команды встают друг за другом цепочкой у стойки-старта и кладут руки на плечи впереди стоящему.
Атрибуты:
• Мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета;
• Стойки.
Правила игры:
В руках у ведущего игры мешочек с шариками (мячиками) красного, жёлтого, зелёного цвета. Капитаны по очереди опускают руку в мешочек и достают по одному шару. Если капитан достал красный или жёлтый шар, то команда стоит на месте; зелёный – передвигается к следующей стойке. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и выиграла.