Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Движение и речь»

Антонова Эльмира
Консультация для педагогов «Движение и речь»
▼ Скачать + Заказать документы

«Движение и речь»

Цели:

-показать педагогам, что движение как основа формирования здорового, крепкого, хорошо владеющего своими движениями ребенка также способствует коррекции речевых нарушений;

-научить педагогов и поделится опытом (участник Всероссийского вебинара «Психолого – педагогическая характеристика детей с недостатками речевого развития», применять полученные навыки коррекции речи детей с использованием разнообразных движений общей и мелкой моторики и мяча в ГКУЗ «Сахоблспец дом ребенка».

Публикация «Консультация для педагогов „Движение и речь“» размещена в разделах

План проведения консультации :

1. Значение и взаимосвязь движений и речи.

2. Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

3. Применение полученных навыков в условиях ГКУЗ «Сахоблспец дом ребенка» .

Ход занятия.

Значение и взаимосвязь движений и речи.

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

У нормально развивающегося ребенка первые слова появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1

года и 3 месяцев ребенок не произносит ни одного слова —

нужно бить тревогу. После полутора лет у ребенка в норме

появляются двухсловные предложения: «Мама, дай; папа, би-би». Количество слов к концу второго года жизни колеблется от 100 до 300. К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти наизусть небольшую сказку, прочитанную ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить большинство звуков в речи. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и — особенно — в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

Знакомство с различными видами игр и упражнений, направленных на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику.

Упражнения с пальчиками.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

Пальчиковые упражнения включают в себя:

-упражнения для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т. д.)

-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т. д.)

-упражнения без предметов.

Упражнения с мячом.

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы педагогов – коллег за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. И это не удивительно, мяч среди самих педагогов остается незаслуженно забытым. Не знают педагоги и игр с мячом, соответственно не могут – научить им играть детей.

Виды игр с мячом:

-игры на развитие ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).

Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Чайничек с крышечкой» и т. д.)

(Используется музыка из программы Бурениной «Ритмопластика»)

Применение полученных навыков в условиях ГКУЗ «Сахоблспец дом ребенка».

(метод игрового моделирования).

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Упражнения с пальчиками.

-упражнения для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т. д.)

-упражнения с предметами (эспандер, прищепки, «ежики», пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, веточки, палочки от чупа-чупсов, фантики от конфет, манка, мука, кофе, крем, скраб, скрепки, грецкие орехи, фундук и т. д.)

-упражнения без предметов, например:

Пальчиковая гимнастика «Белка».

Сидит белка на тележке,

(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.)

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Загибать пальчики, начиная с большого.)

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга.)

Упражнения с мячом.

-игры на развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» и т. д.

-игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т. д.

-игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов) : «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т. д.

Обыгрывание детских песенок («Во поле береза стояла», «Мишка», «Песенка крокодила Гены» и т. д.)

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Консультация для родителей «Движение — основа здоровья» Консультация для родителей «Движение - основа здоровья» Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием.

Оздоровление детей через музыку, движение и речь Человек- высшее творение природы. Но для того, чтобы насладиться ее сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть.

Консультация для родителей «Движение и здоровье» Очень простые, нескучные советы родителям по теме: «Движение и здоровье» Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления,.

Консультация для родителей «Движение — это жизнь» Разработала : Попова Т. П. «Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность.

Консультация для родителей «Движение — это жизнь» Родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что.

Консультация для родителей «Логоритмика — это движение» Консультация для родителей «Логоритмика – это движение, движение – это здорово» В последние годы отмечается увеличение количества детей,.

Мастер-класс для родителей «Движение и речь» Мастер-класс для родителей «Движение и речь» Автор: учитель – логопед Федосимова Наталия Сергеевна Задачи: - показать родителям, что движение.

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: • уточнить и закрепить знания воспитателями.

Тренинг для педагогов «К гармонии через движение» ТРЕНИНГ для педагогов «К гармонии через движение» Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, укрепление психологического здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Движение и речь»
Опубликовано: 24 августа 2018 в 12:23
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Движение и речь»» (включая файлы) размещена пользователем Антонова Эльмира в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД