Либман Ольга
Консультация для педагогов «Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий. Фольклорная арт-терапия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий.
Фольклорная арт-терапия»
Фольклорная арт-терапия – это метод, использующий фольклор в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Публикация «Консультация для педагогов „Взаимодействие творческого процесса и здоровьесберегающих технологий, Фольклорная арт-терапия“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Фольклор – доставшаяся нам от предков естественная система, обеспечивающая здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и самим собой. Практически все популярные сейчас арт-терапевтические методы, считает Л. Д. Назарова, активно использовались нашими предками в массовых песенных обрядах, где каждый элемент нес в себе частицу накопленной веками народной мудрости. Русский фольклор, рассматривается автором, как естественная система интегративной арт-терапии, включающая в себя воздействие на человека звуком, музыкой, цветом, рисунком, движением, драматизацией. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует проявлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате фольклорной арт-терапии уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляются спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости. Необходимость широко использовать все виды устного фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большие потенциальные возможности коррекционно-воспитательного воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Наиболее распространенное и доступное средство – песня. Поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы – характерные черты русского песенного творчества. Эти особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные детям с ограниченными возможностями, отличаются высокими художественными качествами. Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что придает им особую притягательность. Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Общеизвестно, что движения связаны с нервной системой, а именно она в основном занимается движениями мышц, органов, неподконтрольных сознанию структур. Следующее направление фольклорной арт-терапии – танцевально-двигательная терапия. Это направление относится к телу и разуму как к единому целому, определяя их взаимодействие как залог здоровой психики. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, предназначенных для производства тонких дифференцированных движений, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. Но ведь наши руки – это наша речь, наше мышление. Следует вывод - помогая ребенку освоить танцевальные движения для рук, мы способствуем формированию эмоционально устойчивой личности и развитию речи и мышления. Постоянная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд такой огромной силы, что не остается сомнений в их важности в фольклоро-терапии. Настрой внутреннего ритма – залог оздоровления. В восточной мудрости мы встречаемся с такой мыслью: «Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка не в порядке. Поэтому, когда музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние гармонии и ритма». Подготовка ребенка к телесному взаимодействию с партнерами – сложный процесс, обусловленный разными причинами. В качестве позитивной установки выступает личная симпатия. Именно под ее влиянием и осуществляется выбор партнера при организации того или иного упражнения. В случае, когда в терапии участвует вся группа, стимулом для нее являются доверительные отношения внутри группы. Танцевально-двигательная терапия как средство невербальной коммуникации предполагает решение как личных, так и внутригрупповых проблем. Развивая эмоциональные переживания в танце, члены группы помогают друг другу. Часто приходится наблюдать, как во время затруднений один ребенок из группы призывает к активности другого, помогает ему выйти на уровень взаимодействия со всей группой. Следовательно, работая над негативными реакциями за счет «телесного расширения», дети постепенно избавляются от страха, зажатости, недоверия друг к другу, их движения постепенно становятся более уверенными, легкими и грациозными, что свидетельствует о снятии напряжения мышц и получении детьми ощущения прилива энергии.
Одно из направлений фольклорной арт-терапии, элементы которого возможно применить в качестве динамической паузы или самостоятельного режимного момента – это коррекционно-развивающая игротерапия, основанная на применении народных игр. Эти игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Игра всегда связана с радостными эмоциями и поэтому помогает ребенку освоить важные жизненные функции легко и быстро. В русских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Точные и выразительные движения часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, интересными и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Игровая деятельность активизирует формирование произвольности психических процессов, способствует развитию умственной деятельности, воображения, совершенствованию опорно-двигательной и волевой активности. Эти игры, относящиеся к неструктурированным играм, позволяют ребенку выразить свое эмоциональное состояние в свободной игровой форме в речевой, музыкальной, хореографической деятельности. Особое место среди методов игротерапии занимают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три компонента: музыку, слово и импровизацию самих детей. В результате применения этой психотехники создается специфическая, эмоционально-положительная среда для естественной и эффективной релаксации детей, способствующая через познание образа своего тела в пространстве укреплению тормозных реакций, координации движений, развитию равновесия, тренировке вестибулярного аппарата, общей психофизической коррекции детей. В игровой ситуации дети приучаются регулировать степень внимания, физические нагрузки, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, помогать товарищам. С помощью игры ребенок учится определять расстояние (тренирует глазомер, развивает свои чувства. Приучается к образности, простоте, быстроте речи. В играх дети учатся сочетать свое поведение с поведением других. Народные игры являются неотъемлемой частью воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением ребенка. Большую роль в коррекционной работе с детьми играет то, что народная игра с правилами регулирует действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействует формированию воли. Эти игры - одно из звеньев этнопедагогики и имеют многовековую историю. Они дошли до нас из глубокой старины, вобрав в себя лучшие национальные традиции. Таким образом, народное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Использование элементов фольклорной арт-терапии в работе с детьми эффективно способствует развитию интеллекта, психических процессов, эмоционально-волевой и познавательной сферы, а также позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой они является.