алина фаизова
Консультация для педагогов ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Слайд 2
Интенсивное развитие современного общество в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека.
Слайд 3
Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Слайд 4
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка.
Слайд 5
Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Слайд 6
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Слайд 7
На музыкальных занятиях актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Слайд 8
Начинать занятие можно с валеологических песен-распевок. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно совмещать с игровым массажем или пальчиковой игрой Перед пением песен - заниматься дыхательной, гимнастикой и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок. Речевые игры лучше сопровождать музыкально- ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Слайд 9
Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.
Слайд 10
На музыкальных занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии : валеологические песни-распевки, логоритмические упражнения, пальчиковые и дыхательные гимнастики, игровой массаж и самомассаж, зрительные гимнастики, музыкотерапия.
Слайд 11
Начинать музыкальное занятие лучше с валеологических песен-распевок, таких как «Доброе утро!» или «Здравствуйте ладошки!»
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп (хлопают)
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ (топают)
Здравствуйте, щечки
Плюх-плюх-плюх (по щечкам)
Пухленькие щечки
Плюх-плюх-плюх (трут щечки)
Здравствуйте губки!
Чмок-чмок-чмок
Здравствуйте зубки-ам-ам-ам!
Слайд 12.
Дыхательная гимнастика.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные занятия включают
упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. Такие как : свеча, листик, снежинка,воздушный шарик, можно сочетать дыхательную гимнастику со словами:
Вот наши ладошки (показывают)
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем, (сжимают ладошки)
Носом правильно вдыхаем, (вдох)
Как ладошки разжимаем, (ладошки разжимают)
То свободно выдыхаем. (выдох)
«Цветок»
Дети присоединяют ладони друг к другу, чуть раскрывая пальцы – «цветок»
«Цветок» - сделать вдох носом («понюхать цветок», задержать дыхание, плавно выдохнуть ртом через маленькую щелку («подуть на цветок»)
«Пыльца» - сделать короткий вздох, задержать дыхание, затем сделать легкий короткий выдох («сдуть с цветка пыльцу»)
«Подуем на каждый лепесток» - сделать короткий вдох, задержать дыхание, сделать пять коротких выдохов на пальцы правой руки («подуть на каждый лепесток», затем снова сделать вдох и пять коротких выдохов – на этот раз на пальцы левой руки.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Слайд 13.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков. В артикуляционную гимнастику входит:
• работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т. д.);
• с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки, массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме. Игровая ситуация усиливает интерес детей к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни. Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:
«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);
«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);
«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);
«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);
«Губки хохочут» (в улыбке открыть верхние губы);
«Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);
«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);
«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами); «Улыбка» (улыбнуться).
В игре ребёнок само утверждается, как личность, у него развивается фантазия. Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий.
В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Слайд 14
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.
Слайд 15
Пальчиковая игра «Ди-ди-ли»
Ди-ди-ли, ди-ди-ли (соединяют пальцы рук)
Где вы Машу видели? (разводят руки)
Заглянули в огород (смотрят вдаль)
Маша пляшет у ворот (вращения фонарики)
Слайд 16
Игровой массаж и самомассаж.
Проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачи установили, что нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному
телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и
эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Дождик-капелька
Дождик, дождик, капелька
Водяная сабелька
Лужу резал, резал, резал
Лужу резал, не разрезал
И устал, перестал.
Вот на улице мороз
Вот на улице мороз! /Поглаживают руки
Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.
Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.
Ну-ка, взялись все за уши:
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами /держатся за мочки ушей
/и вращают их вперед, затем назад.
По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.
По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.
Ножками затопали! /Топают ногами.
Слайд 17
Музыкотерапия,релаксация.
Важная составляющая музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно – игровой деятельности.
Слайд 18
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия по Н. Ефименко проводится педагогами ДОУ в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Слайд 19
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музыцирование детей в группе.
Все эти технологии можно использовать в других видах деятельности. Такие как: Кружковая деятельность, праздники и развлечения, индивидуальная работа.
Уважаемые коллеги, в ходе нашей работы произошла взаимоучеба. Надеюсь, что после сегодняшнего занятия в вашей педагогической копилке появятся новые приемы с использованием здоровьесберегающих технологий. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения.
Литература.
1. Арсеневская О. Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
2. Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.