ирина лапшина
Консультация для педагогов «Модели социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Модели социального партнерства ДОУ с родителями воспитаннико в.
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Темочки:
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями.
Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием.
Сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность все равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие в конкретной деятельности.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой «некий общепризнанный ценностный контур, отражающий реинтеграцию личностного «Я» на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта» (А. Ф. Бондаренко).
Построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:
- активизировать воспитательные возможности родителей;
-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;
- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;
- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;
Этапы работы.
Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между родителями и педагогами складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество.
Второй этап – трансляция родителям знаний, которые могли быть получены ими в семье (особенности общения ребенка со сверстниками).
Третий этап - ознакомление педагогов с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог-психолог и воспитатель поддерживают диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым (что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с педагогом-психологом сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.
Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения, может быть «Давайте узнавать вместе!»
Формы и содержание работы определяются степенью готовности родителей к сотрудничеству. Наибольшие трудности в плане организации сотрудничества вызывают родители с низким уровнем мотивации. Самыми продуктивными формами работы с такими семьями являются индивидуальные. Индивидуальные формы работы обеспечиваются способами общения педагога и родителей.
Персонализация – достаточно близкое взаимодействие, характеризуемое доброжелательностью, вниманием к собеседнику, включением вопросов, не относящихся к теме беседы, использованием понятных для родителей терминов и понятий.
Деперсонализация – увеличенная дистанция взаимодействия, четкая, структурно выраженная речь, практически отсутствует отклонение от темы разговора, используются термины не всегда понятные собеседнику, увеличивается степень вежливости.
Работу с семьей многие педагоги считают одним из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.