светлана фальк
Консультация для педагогов «Работа с гиперактивными детьми: способы выхода из конфликта и стрессового состояния»
▼ Скачать + Заказать документы
"Работа с гиперактивными детьми :способы выхода из конфликта и стрессового состояния".
Работа с гиперактивными детьми, как правило,всегда подразумевает возникновение стресса у педагого в любое время педагогической деятельности. Стрессовое состояние педагога может привести к возникновению конфликта как между педагогом и ребенком, так и между педагогом и родителями ребенка. Постоянное стрессовое состояние приведет к обостряющему конфликту.
Публикация «Консультация для педагогов „Работа с гиперактивными детьми: способы выхода из конфликта и стрессового состояния“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
Обычно конфликтная ситуация проходит в данном случае три стадии:
1. нарастание;
2. реализация;
3. затухание;
Что же можно сделать для того,чтобы максимально сгладить конфликт?
Наиболее успешно блокировать развитие конфликтной ситуации можно на первой стадии. Для этого рекомендуется перевести конфликт из коммуникативных взаимодействий в предметно-действенный. А именно:
· обеспечить ребенка нагрузкой- трудовая деятельность
· обеспечить ребенка нагрузкой,которая будет связана со спортивными занятиями;
Мышечные нагрузки помогут выплеснуть "отрицательную" энергию и не дать конфликту разрастись.
Но если конфликт не удалось предотвратить и он перешел во вторую стадию,то воспитательные меры здесь не помогут. Придется ждать третьей стадии,когда участники кофликта полностью выплеснут "отрицательную" энергию и произойдет разрядка напряжения.
Затем у детей возникает чувство вины и раскаяния. Они готовы к позитивным переменам. На этой стадии уже будут эффективны воспитательные беседы,а также моделирование других способов выхода из конфликтных ситуаций.
Для подготовки к беседе педагогу требуется самому выйти из состояния стресса и сбросить раздражение. Для этого существует несколько способов которые помогут в этом:
1. Способ снятия напряжения при помощи дыхания.
Для этого перед беседой с трудным ребенком вдохните,а при выдохе резким движением в воображении как бы "сорвите"напряженную маску со своего лица. Представьте,что через выдох вы сбрасываете все мышечные "кольца",которые вас охватывают.
2. Способ снятия напряжения при помощи массажа.
Перед началом беседы с гиперактивным ребенком дотроньтесь кончиками пальцев до своих век,проведите ладонями по лицу ото лба к подбородку,"снимая" старую маску. На этот жест у вас уйдет 1-1,5 секунды. И после этого начинайте беседу!
3. Сигнал таймера
Для того, чтобы у гиперактивного ребенка не возникали отрицательные эмоции по отношению к взрослому, который отрывает его от интересного и понятного дела, можно использовать не словесные сигналы, а, к примеру, сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. О том, на какое время завести таймер и что необходимо будет сделать после его сигнала, с ребенком тоже договариваются заранее. В этом случае у него не возникает агрессии по отношению к педагогу, и он готов к перемене вида деятельности. При этом авторы признают, что это, конечно, не решит полностью проблемы, но поможет педагогу сохранить добрые отношения с ребенком.
4. Моментальное поощрение ребенка
При этом замечают авторы, совершенно необходимо учитывать особенности гиперактивного ребенка : он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15-20 минут. Один из вариантов поощрения, предлагаемых,, - выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды.
Свою мысль авторы поясняют следующим образом. В детском саду воспитатели могут узнать, что любят дети во время бесед с ними или, попросив их выполнить рисунки на тему «Когда я счастлив», «Я счастлив, я доволен.». В школе же легко узнать о предпочтениях ребенка из его сочинений на те же темы. В дальнейшем, по мнению исследователей, это поможет педагогу стимулировать действия ребенка.
5. Хладнокровие педагога
Требование к хладнокровию, терпению и выдержке взрослго, связывают с особенностями развития гиперактивных детей. Действительно, поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. Поэтому авторы призывают педагогов в любой ситуации оставаться спокойными и помнить о том, что нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде, чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, убеждены исследователи, избежав эмоциональной вспышки, взрослый избежит и чувства вины за проявление своей слабости, сможет лучше понять гиперактивного ребенка, который так нуждается в педагогической поддержке.