Майрам Давлетова
Консультация для педагогов «Агрессивность в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
"Агрессивность в дошкольном возрасте"
Очень часто мы узнаем из СМИ,от своих знакомых и так далее с какой частотой люди ранят друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Хотя чаще всего, взаимодействуя с другими людьми, мы не ведем себя себя жестоко или агрессивно, наше поведение оказывается источником физических и духовных страданий наших близких.
Публикация «Консультация для педагогов „Агрессивность в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Давно установлено, что появление эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий ещё с детства человека. Безусловно проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Агрессивное поведение ребенка раздражает взрослого человека. У таких детей часто отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует, иным способом, потому, что, если он это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствует выживанию. Поэтому взрослый человек должны знать ключевые моменты, играющие важную роль в возникновении у ребенка психологических проблем - эмоциональных и поведенческих.
Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.
Эмоциональный компонент -это легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, презрения, злости. Волевой компонент - целеустремленность, решительность, инициативность. Все эти компоненты связаны с физиологическими свойствами личности - темпераментом, экстраверсией и пр.
По форме агрессивные действия могут быть очень разными. Сюда включаются: детские шалости, игры, подростковые споры, конфликты и драки. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие: сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, недостаточное развитие самоконтроля, повышенная возбудимость нервной системы.
Агрессивное поведение, уже в дошкольном возрасте приобретает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь и косвенные формы.
Вербальная агрессия.
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозу сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб. ("А Артем не убрал за собой посуду", "А Таня меня ударила" и тд.
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.
Физическая агрессия.
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого - либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия.
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение.
Разумеется, об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям. Необходимо выявить ее мотивы и сопутствующие ей переживания, что необходимо как для своевременного явления, так и для разработки коррекционных программ.
Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников: первый - семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать ее закрепление. Во - вторых, агрессии они обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И,конечно, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнений тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению агрессивности детей.
Для большинства детей семья-главный источник живых примеров агрессивного поведения. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности. Дети внимательно наблюдают за взаимоотношениями родителей, перенимают их агрессивное поведение. Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им.
Особенности семей агрессивных детей.
1. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
2. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.
1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
2. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом.
3. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
4. Снижение уровня личностной тревожности.
5. Развитие позитивной самооценки.
На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.
Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способом разрядки гнева и агрессии.
1. Комкать и рвать бумагу.
2. Топать ногами.
3. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.
4. Втирать пластилин в картонку или бумагу.
5. Посчитать до десяти
6. Вода хорошо снимает агрессию.
Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревоги.
У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица и шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Например упражнение "Апельсин"
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак о очень сильно напряжена 8 - 10 сек)
"Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая., мягкая., отдыхает. ."
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом можно менять фрукты, если если упражнение выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.