Алимаа Машпалдыр
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей средствами русского и тувинского прикладного искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление Образования Чеди-Хольского кожууна
МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Хову-Аксы
Семинар по русскому языку.
Консультация для педагогов на тему :
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО И ТУВИНСКОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
Подготовила: воспитатель 1 категории
Машпалдыр А. К.
2014
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие творческих способностей детей средствами русского и тувинского прикладного искусства“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изобразительная деятельность - важнейшее средство эстетического воспитания. Это отмечали еще древние греки, искусство которых до сих пор потрясает и радует мир красотой и совершенством, много веков служит эстетическому воспитанию человека. Мыслители и художники Древней Греции считали, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, эти условия способствуют формированию эстетического отношения к деятельности.
Дошкольный возраст - важный этап воспитания ребенка. В этот период у него начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь его жизни.
На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку и усваиваются им и которые ребенку становятся близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, чувствах предстает перед маленьким ребенком родина. Чем они ярче и живее, тем больше оказывают на него влияние.
Не случайным пробуждением, не модой продиктовано использование народного творчества в воспитании детей. В народном творчестве, в его содержании заключены реальные, воспитывающие начала.
Народное декоративное искусство способствует воспитанию людей, оптимистически воспринимающих жизнь, духовно богатых, наделенных тонким поэтическим чувством, учит любить и ценить то, что признано народом.
К наиболее ярким особенностям народного прикладного искусства следует отнести необыкновенно меткие, продуманные и правдивые характеристики конкретного образа, переданного с большой выразительностью, причем, форма всегда лаконична. Все второстепенное отбрасывается, уступая место главному, которое выявляется особенно четко. Такая художественная трактовка образа в народном искусстве делает его особенно понятным и доступным для восприятия.
Другой характерной особенностью произведений народного прикладного искусства является красочность и декоративность. Смелые, часто контрастные цветовые сочетания отличают эти произведения, делают их необыкновенно привлекательными.
Естественная потребность маленьких детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть в значительной мере удовлетворена введением в обстановку детского сада или группах произведений народного изобразительного искусства. К примеру, можно оформить русскую горницу с атрибутами: расписная русская печь, утварь русского обихода, посуда, расписанная гжельской, хохломской росписями, дымковские игрушки, матрешки.
В соответствующем стиле можно оформить и тувинскую юрту : собирать утварь (сундук, кроватку, кухонный шкаф и т. п., расписанная тувинским орнаментом.
Таким образом, можно создать возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Для этого необходимы специальные наглядные средства. Вот почему так нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
Знакомство с народно-прикладным и декоративным искусством можно начать с народных праздников. Народные праздники дают возможность объединить работу всего коллектива. Характер отбора различных элементов народной культуры зависит от содержания праздников, учитываются национально-региональные особенности.
Знакомство с хохломской росписью, включающей в себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в поле, в лесу, на участке можно начинать с ранней осени к празднику Урожая. Гжельская роспись, в которой превалируют синие тона на белом фоне, соответствует красоте зимней природы, и знакомство с нею можно использовать к празднику Нового года и Рождества.
В городецкой росписи элементы - бутон «купавка», «розан», «ромашка» - ассоциируются с пробуждением природы, весенними праздниками.
В русском народном искусстве раскраска глины богаче всего в дымковской игрушке. Образы дымковской игрушки вводят детей в красочный мир сказки и фантазии. Лепку и роспись игрушек дымковскими узорами можно включить в каникулярное время, т. к. этот процесс зависит от увлеченности и не всегда входит по времени в рамки занятия.
При изучении русского народного искусства рекомендовано практическое А. П. Аверьяновой и сериями рабочих тетрадей «Искусство детям», «Город мастеров».
Не менее важным этапом работы с дошкольниками является знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Тувы. Знакомство с тувинским орнаментом проходит целенаправленно в период к празднику Шагаа. Тувинский орнамент привлекает детей яркостью и чистотой цветовых гамм узоров, симметрией и ритмикой.
В этом направлении работу можно начать со способа рисования трафаретом монохромных орнаментов. Детей познакомить с геометрическим, растительным, роговидным узорами. Выбирая тему для занятий отбирать простые, доступные детям орнаменты, элементы которых похожи на какую-нибудь фигуру. Например: «рога барана», «зубы волка».
В рисовании криволинейных завитков в виде растительного побега обращать внимание на использование многоцветных красок в орнаменте. После этого занятия дети начнут в своих работах комбинировать цвета. Они могут использовать разнообразный материал как декоративный, так и технический, рисовать узоры не только кистью, но и стекой, заостренными палочками, составят узоры на панно из пластилина или глины. Очень интересной формой занятия является вырезания на глиняной или пластилиновой основе узоров. Ребенок действует одновременно и как художник резчик, если автору не нравится рисунок, он легко может, загладит его и сделать новый.
Одним из важных моментов в развитии творческих способностей детей – это знакомство их с символическим значением орнаментов. У детей символика вызывает живой интерес к работе. Например, цветок «лотос» означает благополучие детей, «клеточное переплетение» - узор счастья. Для закрепления знаний об основных элементах какой – либо росписи желательно изготовить дидактические игры как «Составь узор», «Найди элемент узора», «Домино».
Работу детей сделать значимой, нужной. Детей привлекать к участию в оформлении зала к праздникам Нового года, Шагаа. Вся описанная выше работа ведет, в конечном счете, к воспитанию современного человека, знающего и любящего свою культуру, свой край, свою Родину.
Подготовила воспитатель 1кат Машпалдыр А. К.