Олейник Елена Николаевна
Консультация для педагогов «Уголок уединения, как условие создания позитивного психологического климата в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Уголок уединения,
как условие создания позитивного психологического климата в группе»
Подготовила :
педагог – дефектолог
Олейник Елена Николаевна
Войвож, 2021 г.
Актуальность.
Публикация «Консультация для педагогов „Уголок уединения, как условие создания позитивного психологического климата в группе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Уголки настроения, эмоций, уединения
- Темочки
ФГОС ДО 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился, поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми, поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста.
Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
Уголок психологической разгрузки – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние и, в конечном итоге, создаются необходимые условия для сохранения психологического здоровья каждого ребенка.
Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах уголков психологической разгрузки - "уголков уединения".
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
2. Сохранить психологическое здоровье воспитанников, что отвечает ФГОС ДО;
3. Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
4. Обеспечить индивидуальный подход к психологическим особенностям каждого ребенка (гиперреактивность, агрессия, тревожность, застенчивость);
5. Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
Ход мероприятия:
ИГРА «Волшебный цветок»
Материал: пластилин, разные красивые мелочи, веточка, цветочный горшок, кассета с музыкой, сердечки для каждого педагога.
Столы и стулья ставятся по кругу, педагоги рассаживаются по желанию.
Предлагаю вам выбрать кусочек цветного пластилина, и скатать шарик любого размера, затем вы свой шарик передайте тому, кто сидит рядом с вами называйте свое имя и желайте рядом сидящему что то хорошее.
Передавая шар по кругу, все скатывают большой, цветной шар. (Музыка Певчие птицы)
Какие вы молодцы, у нас получился большой шарик- это небольшая наша с вами разноцветная планета наших положительных и позитивных дружеских эмоций. Давайте его положим в цветной горшочек, и посадим на нашей планете дерево, поставим веточку, красиво украсим наше дерево разнообразными бусинами, ленточками…
Уважаемые коллеги! Возьмите пожалуйста сердечки и напишите свои самые искренние желания и привяжите их к нашему дереву, благодаря положительной энергетики ваши желания обязательно сбудутся!
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации.) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство — золотой век эмоционального в нас», — отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Страх, испытываемый ребенком, например, при виде большой собаки, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок, грустен или разгневан, значит у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым, значит в его мире все хорошо.
Эмоции ребенка – это послание окружающим его взрослым о его состоянии.
Поэтому немаловажные задачи педагога – формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
Одной из задач ДОУ – создание развивающей среды, обогащенной различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые будут:
1. Способствовать укреплению психологического и эмоционального здоровья каждого ребенка.
2. Способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы.
Такую среду также можно назвать эмоционально-развивающей.
Один из вариантов обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира являются:
Большинству наших детей свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство.
Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т. д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.
Первыми специалистами, применившими метод релаксации в своей деятельности и разработавшими техники мышечной релаксации, были американский психолог Э. Джекобсон и немецкий врач-невропатолог И. Шульц.
Э. Джекобсон доказал, что расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие.
Метод мышечной релаксации Э. Джекобсона основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Напрягая попеременно разные группы мышц, можно добиться максимального расслабления всего тела. Этот вид мышечной релаксации самый доступный, в игровой форме его применяют даже с самыми маленькими детьми.
«Релаксационные паузы» включенные в режим дня детского сада помогут снять психоэмоциональное напряжение.
Использование релаксационных упражнений эффективно, если они выполняются с детьми ежедневно, включены в режим дня.
В предлагаемом комплексе упражнения расписаны понедельно, с учётом этапности работы (по Э. Джекобсону) :
1. Первое упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением, может быть использовано в комплексе УГГ: как физкультминутка на занятии, в любом режимном моменте в течении дня;
2. Второе упражнение – это мышечная релаксация по представлению. Проводится один раз в день, после дневной прогулки.
1. «Сорви яблоко»
Представьте себе, что перед вами растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Потянитесь как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь можете сорвать яблоко. Нагнитесь и положите яблоки в корзинку, медленно выдохните и расслабьтесь, встряхните руками, потрясите ладошками.
2. «На полянке»
Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков,журчание лесного ручейка. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело. (пауза — поглаживание детей). Лучики гладят. (имя, ласкают. (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули. (Музыка Горный рай 008 «На едине с собой»)
1. Прежде чем выполнять упражнение с детьми, попробуйте сделать это самостоятельно.
2. Не забывайте, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление — более длительным. Обратите внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности, спокойствия.
3. Перед каждым упражнением настройте детей, найдите способ заинтересовать их.
4. Не повышайте голос при проведении релаксационного упражнения.
5. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
6. Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз. Не используйте одновременно разные упражнения.
7. Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно
Окончание.
Притча «О бабочке»
Основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы.
«В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость.
И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся».
Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».