Елена Машарова
Консультация для музыкальных руководителей «Особенности музыкальных занятий с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Важнейшей задачей музыкального воспитания детей с ОВЗ является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.
Дети с ОВЗ не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Рекомендуется:
1. Развивать слуховое внимание
Для слушания музыки для детей нужно выбирать небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.
Рекомендуется использовать инструментальные и вокальные произведения композиторов – классиков: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакого, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.
Детям можно предложить рисовать во время слушания музыки.
Отмечается благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты» Л. Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы» П. И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.
Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов они постепенно переходят к более светлым, ярким тонам.
2. Развивать чувство ритма
Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ происходит благодаря равномерным, как танцевальным так и игровым движениям под музыку.
Детей можно учить отстукиванию двух и трехдольного размеров, повторению простейшего ритмического рисунка. Начинать нужно с более простого, двухдольного, размера, затем переходить к отстукиванию трехдольного. В дальнейшем они уже сами почувствуют эту смену и соответственно будут менять способ отстукивания ритма. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений.
В работе нужно использовать и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью можно использовать стихи, народные потешки («Сорока-сорока», «Капустка», в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.
3. Упражнения, развивающие пространственные представления
Для этого детям предлагается ходить в разных направлениях, исполнять танцы, хороводы, игры («Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т. д.)
Игровые упражнения по формированию пространственных представлений
4. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики
Можно исполнять песни с показом действий, например «Ай дили»,«Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки?», использовать музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки, игры-сценки. Нужно подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и смысл выражения, благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: нужно играть кистями рук, загибать пальчики, протягивать руки вперед, изменять ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит, колесами, гудит», «часики тикают», «идет коза рогатая»). Это способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти детей, что отражается на нормализации поведения детей.
5. Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки
Эти игры и упражнения направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.
Можно использовать для этого вращение обруча: дети садятся в круг, им даётся большой обруч, они все вместе берутся за него и под музыку начинают его вращать (темп музыки вначале даётся постоянный, а затем его меняют). Также используются совместное музицирование, хороводы, специальные коммуникативные игры и т. п.
В работе используется различный музыкальный материал – это произведения композиторов пишущих муз. специально для детей Е. Тиличеевой, М. Красева, Т. Попатенко, Е. Макшанцевой, Т. Бабаджан, М. Раухвергера, а так же народный фольклор, детские народные песенки и игры.