МААМ-картинки

Консультация для музыкальных руководителей «Особенности музыкальных занятий с детьми ОВЗ»

Елена Машарова
Консультация для музыкальных руководителей «Особенности музыкальных занятий с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию малыша.

Публикация «Консультация для музыкальных руководителей „Особенности музыкальных занятий с детьми ОВЗ“» размещена в разделах

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей с ОВЗ является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Дети с ОВЗ не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и они начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Рекомендуется:

1. Развивать слуховое внимание

Для слушания музыки для детей нужно выбирать небольшие по объёму произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, простой формой; средней силы звучания; в спокойном темпе, так как громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии, вызывает неадекватные эмоциональные реакции, беспорядочную двигательную активность.

Рекомендуется использовать инструментальные и вокальные произведения композиторов – классиков: П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакого, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и многих других. Именно классическая музыка способствует наилучшей стабилизации психоэмоционального состояния детей.

Детям можно предложить рисовать во время слушания музыки.

Отмечается благотворное, гармонизирующее воздействие музыки на детей во время восприятия ими «Лунной сонаты» Л. Бетховена, «Лебедя» Сен-Санса, «Утра» из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», «Сладкой грёзы» П. И. Чайковского, а также произведений Моцарта и Равеля.

Рисование под классическую музыку влияет на выбор детьми цветовой гаммы – от темных тонов они постепенно переходят к более светлым, ярким тонам.      

                                                             

 2. Развивать чувство ритма

Развитие чувства ритма у детей с ОВЗ происходит благодаря равномерным, как танцевальным так и игровым движениям под музыку.

Детей можно учить отстукиванию двух и трехдольного размеров, повторению простейшего ритмического рисунка. Начинать нужно с более простого, двухдольного, размера, затем переходить к отстукиванию трехдольного. В дальнейшем они уже сами почувствуют эту смену и соответственно будут менять способ отстукивания ритма. Кроме развития чувства ритма это упражнение способствует и развитию координации движений.

  В  работе нужно использовать и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение. С этой целью можно использовать стихи, народные потешки («Сорока-сорока», «Капустка», в которых реальный мир представлен ярко, художественно и понятно для  детей. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.      

                                                       

 3. Упражнения, развивающие пространственные представления

Для этого детям предлагается ходить в разных направлениях, исполнять танцы, хороводы, игры («Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т. д.)                                                                         

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений 

4. Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики 

Можно исполнять песни с показом действий, например «Ай дили»,«Курочка», «У ребяток ручки хлопают», «Где наши ручки?», использовать музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки, игры-сценки. Нужно подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только  общее значение слова, но и смысл выражения, благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: нужно играть кистями рук, загибать пальчики, протягивать руки вперед, изменять ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит, колесами, гудит», «часики тикают», «идет коза рогатая»). Это способствует  развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти детей, что отражается на нормализации поведения детей.            

 5. Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки

Эти игры и упражнения направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.

 Можно использовать для этого вращение обруча: дети садятся в круг, им даётся большой обруч, они все вместе берутся за него и под музыку начинают его вращать (темп музыки вначале даётся постоянный, а затем его меняют). Также используются совместное музицирование, хороводы, специальные коммуникативные игры и т. п.        

 В  работе  используется  различный музыкальный материал – это произведения композиторов пишущих муз. специально для детей Е. Тиличеевой, М. Красева, Т. Попатенко, Е. Макшанцевой, Т. Бабаджан, М. Раухвергера, а так же народный фольклор, детские народные песенки и игры.

Публикации по теме:

Консультация для музыкальных руководителей «Роль музыкального руководителя ДОУ в сплочении коллектива» Любой руководитель заботится о микроклимате в своей организации. Никому не нужны склоки и раздоры, мешающие эффективной деятельности коллектива.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Дети с ОВЗ и музыка» Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада» Все мы знаем,что ни один праздник в ДОУ не обходится без специальных костюмов. Костюмы на утренниках ДОУ одевают как дети,так и взрослые.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни на осенний праздник в старшей группе» На осенний праздник я стараюсь брать две разнохарактерные песни -одну плавную на легато, другую веселую на стаккато. В прошлом году дети.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни о лете» Детские песенки о лете для дошкольников. Какими они должны быть. Первое - надо,чтобы ребёнку песня понравилась, потому что только тогда.

Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы»Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Песни Великой Победы» Прошло 75 лет со дня Победы, но песни того далекого и грозного времени звучат и сегодня, потрясая наши сердца. В настоящее время воспитание.

Консультация для музыкальных руководителей «Как выбрать синтезатор» Дорогие коллеги! Сегодня я решила помочь вам разобраться в огромном количестве синтезаторов,которые нам предлагают разные фирмы и магазины. В.

Консультация для музыкальных руководителей «Методика раннего музыкального развития Железновых» Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Особенности слуха и голоса детей 4-5 лет" Особенности слуха и голоса детей 4-5.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» для музыкальных руководителей Звучит песня Л. Зыкиной «Гляжу в озёра синие» – 1 куплет. Звучит фон Что может быть милей бесценного родного края? Когда человек появляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей «Особенности музыкальных занятий с детьми ОВЗ»
Опубликовано: 25 февраля 2021 в 16:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для музыкальных руководителей «Особенности музыкальных занятий с детьми ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Машарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД