Гаджихибиева Мальвина
Консультация для молодых педагогов «Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с родителями всегда и во все времена остается актуальной. Общение с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и направлено на повышение педагогической культуры родителей. Практика показывает, что родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности.
Задача педагогов – помочь родителям в воспитании детей.
Публикация «Консультация для молодых педагогов „Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Основная цель всех форм и видов взаимодействия учреждения с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Традиционные формы общения:
Родительские собрания проводятся групповые и общие.
Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Конференция с родителями - это одна из форм повышения педагогической культуры родителей.
Педагогические беседы с родителями- наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.
Тематические консультации- квалифицированный совет педагога родителям. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
«Дни открытых дверей» дают возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, привлечь активному к участию в деятельности ДОУ.
Наглядная информация - целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье, материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье.
Папки-передвижки- динамичная форма педагогической пропаганды. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными.
Нетрадиционные познавательные формы - ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков общение педагогов и родителей на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.
Примеры нетрадиционных форм работы:
Презентация дошкольного учреждения- знакомство родителей с программой развития, коллективом педагогов; видами деятельности по развитию личности каждого ребенка.
Семейный клуб – динамичная структура, которая строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, родителей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Деловая игра - выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Они помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
«Круглый стол» с родителями - в нетрадиционной обстановке, обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания на основе принципа партнерства и диалога.
Семинар- практикум помогает молодым родителям в приобретении практических навыков по воспитанию и обучению детей, дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, «Дискуссионный клуб» - одна из целесообразных и действенных форм работы с родителями, которая вызывает желание у родителей поразмышлять над вопросами о роли семьи в формировании личности, проанализировать ситуации, собственные действия в семье, поделиться своими наблюдениями, позволяет активно высказать своё мнение.
Театрализованные представления- совместные мероприятия, позволяющие, создать атмосферу радости и общего успеха.
«Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно - развивающей среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.
Памятки для родителей- целевое уведомление о соблюдении родителями определенных правил, требований, инструкций рекомендательного характера.
Метод проектов- многогранная и эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющая включить большое число родителей и детей одновременно с целью достижения поставленной педагогами цели и решении намеченных задач по проекту.
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок - его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.