Юлия Бахарева
Консультация для малоопытных воспитателей «Роль педагога при проведении музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для малоопытных воспитателей
«Роль педагога при проведении музыкальной деятельности»
Бахарева Ю. С. музыкальный руководитель
МБУ «Школа №86» структурное подразделение д/с «Веста»
г. о. Тольятти
Самарская область
Цель: способствовать развитию профессиональной компетентности малоопытных педагогов.
Публикация «Консультация для малоопытных воспитателей „Роль педагога при проведении музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.
Музыкальная деятельность–это художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы.
Проведение НОД не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.
Участие воспитателя в музыкальной деятельности зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач, поставленных музыкальным руководителем.
Особенно важно участие воспитателя в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя в музыкальной деятельности.
В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения музыкально-ритмических упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала.
Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальной деятельности, воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.
Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания НОД. Если в плане намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они артикулируют, исполняют мелодию песни, пропевают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.
Если НОД посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.
При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь.
Активно участвуя в музыкальной деятельности, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на НОД поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.
Все полученные на НОД музыка умения, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне музыкального зала. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности : изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.
Для воспитателя и музыкального руководителя очень важна организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. Здесь,в первую очередь, нужно оказывать профессиональную помощь и поддержку друг другу, совместно решать поставленные задачи. Подробнее остановимся на теме: «Подготовка, организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду».
1. Обсуждение сценария.
Музыкальный руководитель предоставляет возможность воспитателям ознакомиться с разработанным им сценарием, выразить своё мнение о нём, дополнить, предложить варианты новых идей. Воспитатели и музыкальный руководитель вместе согласуют и одобряют сценарий.
2. Работа воспитателя со сценарием.
Воспитатель переписывает со своего сценария или берёт в электронном варианте весь стихотворный и песенный материал, слова сценок, и раздаёт их родителям детей, задействованных в определённых номерах, для закрепления материала дома.
3. Распределение детских ролей совместно с музыкальным руководителем.
После совместного с музыкальным руководителем обсуждением сценария, воспитатели рекомендуют некоторых детей на индивидуальные номера и роли в инсценировках. Вместе рассматривают возможности ребёнка и отводят ему должную роль в праздничном сценарии. После чего, следует обязательная работа с родителями и разъяснение им роли их ребёнка в мероприятии.
4. Распределение ролей и обязанностей воспитателей на празднике.
Воспитатели и музыкальный руководитель вместе (по согласию воспитателей) определяют главного ведущего воспитателя на предстоящем празднике. В обязанности ведущего воспитателя входит полное знание текста сценария, музыкального, танцевального и стихотворного материала, всех перестроений детей по сценарию.
5. Роль второго воспитателя на празднике.
Второй воспитатель так же должен знать весь материал сценария, что бы избежать непредвиденных ситуаций, в которых он мог бы взять на себя роль главного воспитателя.
6. Закрепление материала.
Воспитатель закрепляет в группе в свободное время индивидуально, подгруппами или всей группой весь песенный, стихотворный материал и элементы танцевального.
7. Взаимодействие с детьми (в танце, сценке, стихотворениях, песнях).
Зачастую успех поведения праздничного мероприятия зависит от взаимодействия воспитателей с детьми. Любую возникшую паузу, воспитатель должен заполнить каким либо пояснением или дополнением Когда воспитатель ненавязчиво может подсказать ребёнку слова стихотворения, исполнить танец совместно с ребёнком, которому не хватило пары,или произнести слова в перекличке, вместо не пришедшего на праздник ребёнка, на празднике возникает ощущение теплоты, лёгкости, полной гармонии атмосферы доверия и взаимопонимания между детьми и воспитателями.
8. Взаимодействие с родителями.
Полюбите ребёнка так, как любят его родители! и тогда, у вас будет налажено полное взаимодействие с семьёй воспитанника. Родители следят за всеми успехами и неудачами своих детей и очень заинтересованы в любой помощи для них. Поэтому воспитатель смело может обращаться к ним с просьбой, закрепить разученный материал дома, или приготовить к празднику индивидуальный семейный номер. Часто, родители рады предоставленной им и их ребёнку возможности выступить на празднике, и уже в следующий раз могут сами предложить свою помощь. Воспитатель заблаговременно должен разработать афишу праздничного мероприятия, в которой родителям предоставляется информация о дате, времени, месте проведения и названии праздника. Индивидуально и тактично побеседовать с родителями о поведении и внешнем виде детей и взрослых на мероприятии. Особое внимание нужно уделить родителям тех детей, которым даны главные роли и индивидуальные номера, и рекомендовать им консультацию у музыкального руководителя.
9. Изготовление атрибутов.
Воспитатель согласовывает с музыкальным руководителем эстетический вид имеющихся атрибутов,и изготавливает новые согласно сценарию.
10. Внешний вид на празднике.
Воспитатели олицетворяют людей, которым родители доверили жизнь и здоровье своих детей, поэтому внешний вид воспитателя должен нацеливать окружающих на чистоту, душевность и надёжность. Аккуратная причёска, минимальный макияж, ухоженные руки, всем этим воспитатель располагает к себе как детей, так и взрослых. Немалую роль в этом играет и одежда, которая должна быть в светлых, приятных глазу тонах, определённой длины и удобной. Обувь предполагается на устойчивом, не очень высоком каблуке. Всё должно быть гармонично.
11. Ролть музыкального руководителя.
В свою очередь музыкальный руководитель занимается как написанием и разработкой сценариев, так и подбором музыкального, стихотворного, танцевального материала. Подбором и записью CD дисков для каждой возрастной группы.
Разучивает с детьми индивидуальный и общий материал, перестроение детей в зале. Занимается постановкой танцев, сценок, оркестра.
Таким образом, тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей, взаимное уважение и поддержка, создают единое культурно-образовательное музыкально-эстетическое пространство в детском саду и семье воспитанников.