Галина Судакова
Консультация дя родителей «Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости: в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Публикация «Консультация дя родителей „Роль изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Рисование – это чудо-занятие! Чтобы интерес к этому виду детской деятельности у ребенка «не остыл», просто необходимо использовать нетрадиционное рисование. Большое значение в формировании правильных способов действий карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки не является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи необходимо проводить обследование предметов перед их изображением и включать в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета (в процессе рисования). Введение в изобразительную деятельность в детском саду новых способов, материалов, инструментов помогает обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, знаниями, учит детей быть наблюдательными, вызывает живой интерес к созданным поделкам.
Все это предоставит ребенку свободу самовыражения, поможет развитию координации движений, фантазии, речи, сенсорики, мелкой моторики, логики, творчества, внимания, усидчивости. Занятия по изобразительному искусству оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики; способствуют развитию эмоциональной отзывчивости; воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения; самостоятельности; настойчивости; аккуратности; трудолюбия.
По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка,выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире.
Развивать творчество можно различными путями, в том числе и с использованием нетрадиционных техник. Работа с нетрадиционными техниками лепки и рисования позволяет развивать трудовые умения и навыки, формирует воображение и эмоционально-положительное отношение к деятельности, является необычайно эффективной деятельностью, развивающей мелкую моторику у дошкольников.
Изобразительная деятельность с применение нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, что оказывает эффективное воздействие и на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Каждый ребенок в душе художник, всем детям нравится рисовать. Стремясь к творчеству, ребенок интуитивно находит способы, которые необходимы для отображения предметов и действительность. Если на данном пути ребенку помочь, у ребенка сложится хорошее впечатление о творчестве, при этом, если использовать нетрадиционные техники рисования, эмоции детей останутся незабываемыми. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, моторика рук развивается.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Опишем более распространенные формы нетрадиционных техник изобразительной деятельности, которые уже можно использовать с младшего дошкольного возраста. Данный список лишь малая часть, и ее можно продолжать бесконечно, приведены лишь те, которые можно использовать без особых усилий, без подготовки.
Кляксография – данную форму нетрадиционного рисования можно назвать экспериментом с красками, при работе с красками невозможно предугадать какую форму они обретут, как будут сочетаться между собой, перельются ли собой, и какой рисунок в итоге получится. При работе с данной формой рисования, развиваются не только творческие способности, но и дыхательные способности, артикуляционные действия.
Тычок жесткой полусухой кистью – отличный способ изобразить пушистых животных, при помощи этого способа ребенок с легкостью может изобразить животных опуская жесткую кисть в краску и ударяя по бумаге, изображая по контуру. Необходимо отметить, что вода не используется. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками- одна из самых известных техник нетрадиционного рисования. Данным способом уже можно начать рисовать с детьми до года.
Рисование ладошкой- с помощью красок и ладошки ребенок изображает различные предметы. Для более маленького возраста понадобится блюдечко, чтобы ребенок мог опустить руку в краску и сделал отпечаток, начиная с 5 лет, ребенок может накрасить ладошку самостоятельно.
Оттиск смятой бумаги – прижимая смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и нанося оттиск на бумагу, можно получить разнообразные фигуры.
Восковые мелки и акварель – сначала на бумагу ребенок рисует восковыми мелками и далее закрашивает акварелью, рисунок, нарисованный восковыми мелками, не закрасится.
Отпечатки с помощью листьев- тоже одна из распространенных техник рисования: дети закрашивают листочки разноцветными красками и прикладывая данный листочек к бумаге получают отпечаток. Для каждого отпечатка используется новый листок. Если черешки не получаются их ребенок дорисовывает сам.
Рисунки из поролона – еще одна интересная форма нетрадиционного рисования. Из поролона можно сделать разнообразные фигурки, геометрические, животные и прикрепить его к палочке/карандашу. Но карандаш должен быть не поточен. С помощью этой фигурки, можно рисовать, обмокать краской и в младшем возрасте изображать фигуры, далее учиться из этих фигурок изображать предметы, поролон можно мыть, и цвет красок сочетать.
Разукрашивание камушков – форма камушков всегда подсказывает ребенку, что можно на нем изобразить. Если сказать по-современному, получится 3д рисунок, то намного интереснее и увлекательнее, чем изображать что-либо на бумаге.
Рисование вилкой- тоже один из интересных способов изображения, окуная вилку в краску далее прижимая вилку к бумаге возможно изобразить разноцветные цветы, солнце и все чему хватит фантазия ребенка и подсказки взрослого.
Квиллинг-бумагокручение-искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Данная техника способствует развитию мелких мышц руки, а также усидчивости, терпения, ловкости и аккуратности
Торцевание- это одна из новых нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Очень красивая и при этом легкая техника изготовления детских поделок. Элемент «торцовка»- представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Из таких элементов создается задуманная работа. Очень похожа на салфеточную аппликацию, но более сложная. Данная техника в своей работе также требует усидчивости, аккуратности, внимания и терпения.
Итак, анализируя приведенные выше способы нетрадиционных видов изобразительной деятельности, можно отметить, что все средства под руками ребенка могут стать орудием для творчества и развития. Данные формы завораживают ребенка, увлекают и непринужденно поучат рисованию, с другой стороны у ребенка развиваются тонкие движения кистей рук и пальцы. Сооружая предмет рисования, раскрашивая предметы, запоминая необходимую информацию, у ребенка развивается сенсорная сфера, внимание, память, мышление. Оригинальная техника в рисовании, необычные, непривычные материалы привлекают все внимание детей, в этом случае нет слова “нельзя”, “можно все”, можно рисовать всем, что есть, можно рисовать так, как хочешь, при этом можно придумать свою, самую оригинальную технику рисования. Рисуя необычными предметами, дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере. Использование изобразительной деятельности всесторонне развивает дошкольника, формирует основные нравственные категории, художественный вкус, а также влияет на формирование отдельных мыслительных операций. Применяя в обучении различные формы и приемы изобразительной деятельности, педагог может расширить круг представлений детей об окружающем мире а также решать задачи по развитию мелкой моторики и как следствие развитие речи ребенка в целом.