Алла Коновалова
Консультация Демонстрационный и раздаточный материал по грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Во 2-й младшей группе для проведения занятий специальных пособий не требуется.
В средней группе дети знакомятся со словом, слогом, звуком. Следовательно, необходимо применять наглядные пособия для облегчения понимания изучаемого материала. При знакомстве детей со словом дети узнают, что слова звучат, что звучат они громко и тихо, что есть слова-друзья, что слова делятся на слоги, что слова состоят из звуков.
Публикация «Консультация Демонстрационный и раздаточный материал по грамоте» размещена в разделах
Для обозначения понятия «слово» используется модель в виде прямоугольной полоски. Эти полоски могут быть разной длины в соотношении с протяженностью слова. Особенно это необходимо подчеркивать, если закрепляем или демонстрируем деление слов на слоги.
Закрепить знания детей о словах, сходных по звучанию, можно при помощи пособия «Звуковые часы». Методика работы с ними дана в книге Тумаковой Г. А. «Ознакомление детей со звучащим словом» ,1991.-стр. 42. У воспитателя демонстрационные часы большего размера, а у каждого ребенка – маленькие, необходимые для самостоятельной работы по заданию взрослого. Картинки на часах разные, чтобы дети не могли подражать друг другу. Например, детям дается задание: «Найдите два слова, сходных по звучанию и укажите их стрелками».
Ребенок шепотом может произносить названия предметов, изображенных на рисунке, вслушивается и выбирает только два сходных по звучанию (их еще называют слова - «друзья», а всего предметов на часах 7: 2 предмета обозначаются короткими словами (жук – лук; мак – рак ; сом – лом и др.) ; два – длинными (карандаши, Буратино, одно – трехсложное (петухи, гармошка, два – двусложные (ваза, пила) .
При знакомстве детей со слогом используют модели-полоски, слоговые линейки (см. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом, 1991. – с. 66,а также хорошо на этом этапе играть в игру «Телеграф». Для того чтобы принять телеграмму, ее нужно «записать» : взять мел, фломастер, карандаш или мелкие игрушки и, соответственно, на доске или листочке бумаги написать знаки по количеству частей слова или положить соответствующее количество игрушек перед собой. Воспитатель говорит детям: «Послушайте и примите телеграмму : ма-ши-на : ма- (малыши откладывают предмет) ,-ши-(откладывают еще один), -на (кладут третью игрушку).Сколько у нас частей в слове (Три).
Таким образом, постепенно воспитатель может подвести к значкам, обозначающим слоги. Наглядные средства позволят детям образно представить протяженность слов, научиться измерять и сравнивать их. Это очень важно и успех наступит тогда, когда малыши поймут, например, что слово муравей больше, чем слово кит.
Итак, дети научились «измерять» слова, то есть обследовать их звуковую оболочку.
Далее предстоит научить детей выделять отдельные согласные звуки (терминология не используется).Согласные отличаются от гласных тем, что их можно разделить на две большие группы с точки зрения их произнесения. Одни произносятся длительно, другие – отрывисто. Звуки ш, ж, с, з, в, ф, л, р, м, н можно потянуть, звуки б, п, г, к, т, д, й, ч, ц можно только подчеркнуть голосом. Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов.
Сначала детей нужно знакомить со звуками: ж, ш, щ, й, ч. Эти фонемы в русском языке не изменяются по звучанию. Все остальные согласные парные: р— рь, с— сь, з— зь, д— дь, к—кь, ф—фь и т. д. Воспитатель должен иметь предметные картинки на пары звуков. Для различения мягкости и твердости звуков детям предлагается сначала собрать картинки с твердым звуком, потом с мягким звуком.
Для анализа слов специально разработан наглядный дидактический материал. Он представляет собой картинку-схему (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам) с последовательным рядом клеточек, расположенных под изображением и равных количеству звуков в данном слове. Для занятий также понадобятся фишки, обозначающие звуки, указки.
Для знакомства детей со звуками используются квадраты серого цвета (их размер 10 на 10 см) – на первом этапе. Затем вводятся квадраты красного цвета, заменяющие гласные звуки. Далее используются квадраты синего и зеленого цветов вместо твердых и мягких согласных.
Очень хороши в работе со звуками звуковые линейки. Описание изготовления линеек можно найти в книге Тумаковой Г. А. Ознакомление со звучащим словом, 1991. – с. 20,21,22. Там же описывается методика работы с линейками.
Для обучения чтению хорошо и удобно использовать пособие «Окошечки» (см. книгу Варенцовой Н. С. Обучение дошкольников грамоте, 2010 .—с. 24.)В окошечки вставляются полоски с буквами, которые можно двигать вверх и вниз. Согласные буквы (м, н, р, л) обозначаются черным цветом, гласные буквы (а, я, о, ё, у, ю, ы, и,э, е)—красным цветом.
Для обозначения предложения используется длинная полоска и точка (размером 1 см в диаметре).
Если использовать в работе с детьми перечисленный материал и проявлять чуточку творчества, то это значительно облегчит восприятие нового детьми и облегчит работу и объяснение воспитателю.