Торопкова Оксана Анатольевна
материал
▼ Скачать + Заказать документы
материал
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:Центр развития ребенка – детский сад I категории №6 «Березка»
Выступление на августовской педагогической конференции Воспитатель Торопкова О. А.
ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Среди воспитательно – образовательных задач, выдвигаемых
Публикация «материал» размещена в разделах
обществом, вопросы нравственно – трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Наша задача и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей Одним из средств трудового воспитания дошкольников является художественная литература благодаря которой, решаются сразу несколько важных задач: дети узнают о разных профессиях, у нихпроявляется интерес к ещё одной стороне деятельности взрослого человека, формируются отношения к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребёнок начинает стремиться, создавая себя В работе с детьми каждодневно мы используем пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают нам в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают», высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки», подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь, есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому, в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.
В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского, «А что у вас?» С. Михалкова, показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака, «Про чай», «Как вата на кусте растет» А. Ивича и др., рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова, «Сквозь буран» И. Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
Читая детям, художественные произведения о труде мы решаем сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес к еще одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребенок начинает стремиться, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убеждён в важности труда и наличии в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений организацией собственной трудовой деятельности и деятельностидетей. Художественная литература в воспитании детей играет важную роль. Позволяет в определённомвозрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия ипримеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Так же развивается устная речь ребёнка, наблюдается развитие фантазии. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и потерявшей своей актуальности в наше время. Основное внимание уделяется специфическим признакам художественного текста, выявлению видов художественных образов и рассмотрению средств их создания, немало важно, чтобы ребёнок сам понимал сущность действий, отличал положительные стороны героев, умел находить недостатки. Необходимо помогать отыскивать и осмеивать безделье, разгильдяйство.
В результате общения с художественными произведениями у детей воспитывается культуравосприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте слова, его образности, постепенно развивается самостоятельность в творчестве и повторное применении трудовых действий героев, любимых персонажей По средствам чего, дети запоминают важные аспекты, и привносят их в жизнь труда. Включаюсь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет всё представление о себе и обокружающем мире. Радикальным образом меняется и самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в детском саду Главная развивающая функция труда- то переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребёнок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребёнка в обществе. Труд является равнозначным предметом программы обучения. А взаимосвязь труда и художественнойлитературы, привносят огромный вклад в развитии ребёнка, как личности. Труд и литература должны взять на себя более широкую функцию. В этом я вижу будущее трудового воспитания.
Литература:
1. Сергеева, Д. А. Малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников / Д. А. Сергеева. -
М. : Просвещение, 1994.
2. Торосян, В. Г. История педагогики / В. Г. Торосяна. - М. :Просвещение,2003.
3. Харламов, И. Ф. Содержание и методы трудового воспитания/ И. Ф. Харламова. _
4. КуцаковаЛ. В. Нравственн – трудовое воспитание в детском саду/ М. Мозаика синтез, 2008