Юлия Беданова
Консультация для родителей по обучению грамоте детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям
по подготовке детей
группа компенсирующей направленности ОНР
Разработала учитель – логопед
МАДОУ «Детский сад № 3 «Морозко»
Беданова Юлия Александровн
Памятка № 1
(правила о звуках)
1. Звуки бывают речевые (говорят люди)
неречевые (шум воды, ветра, тикают часы, едет машина, лает собака,
звуки музыкальных инструментов и. т. д.).
2. Звуки бывают гласные и согласные.
Публикация «Консультация для родителей по обучению грамоте детей с ОНР» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
3. Гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э)
- можно петь («голосок дрожит» - проверяем, приложив ладошку к шеи,
- у них нет преграды (губы и зубы открыты, обозначаются красным кружком.
\
4. Согласные звуки бывают:
звонкие (контроль ладошкой - голосок дрожит) :
Б, В, Г, Д, Ж, З, Л, М, Н, Р ;
глухие (контроль ладошкой - голосок не дрожит) - П,Ф, К, Т, Ш, С, Х, Ц, Ч, Щ ;
твёрдые – Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ш, - обозначаются синим кружком ;
мягкие – Бь, Вь, Гь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь, Щ, Ч - обозначаются зелёным кружком ;
5. Согласные звуки при произнесении имеют преграду во рту (губы, зубы, язык мешают воздуху выходить изо рта).
6. Звуки Ж, Ш, Ц всегда бывают только твёрдыми, а звуки Ч, Щ – только мягкими.
7. Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов.
Памятка № 2
(игры на выделение звука в слове)
1) Игра «Назови первый звук». Ребёнку предлагаются звукосочетания, слоги или слова, и он должен определить и
назвать первый звук. Например, взрослый произносит слово «аист», акцентируя голосом на первом звуке. Затем
просит ребёнка назвать, какой звук стоит первый, в начале слова (звук [А]).
2) Игра «Назови первый и последний звук». Проводится аналогично, но ребёнок должен назвать первый и последний
звук (в слове «коза» первый звук [К]; последний, в конце слова звук [А]).
3) Игра «Назови гласные звуки». Взрослый произносит слог или слово и просит назвать гласные звуки
(в слове «муха» два гласных звука - [У], [А]).
4) Игра «Назови согласные звуки». Проводится аналогично, но ребёнок должен назвать согласные звуки
(в слове «баран» согласные звуки [Б], [Р], [Н]).
5) Игра «Где живёт звук». Взрослый произносит слог или слово, акцентируя голосом на том звуке, который нужно
угадать. Ребёнок должен угадать и сказать, где живё т звук: вначале, в середине или в конце слова.
Например, в слове «финик» звук [Фь] живёт в начале слова; в слове «конь» звук [Нь] живёт в конце слова и. т. д.
Используем схему для определения места звука в слове:
Памятка № 3
(как выполнять звуковой анализ звукосочетаний,
слогов и слов)
Например, в тетради даётся задание выполнить звуковой анализ звукосочетания АУИ.
1) Предложить ребёнку послушать, как звучит звукосочетание (слог, слово) и громко, четко произнести его,
как – бы пропевая.
2) Затем ребенок произносит звукосочетание (слог, слово) самостоятельно.
3) Взрослый просит назвать первый звук, затем второй (в середине) и последний звуки.
4) Затем выполняется полный анализ звукосочетания с зарисовкой в тетради:
Первый звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным кружком.
Второй звук [У], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным кружком.
Третий звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным кружком».
По мере анализа зарисовываются кружки соответствующего цвета
Звуковой анализ слогов:
МА – в слоге МА 2 звука:
первый звук [М], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса,
у него есть преграда, обозначается синим кружком.
Второй звук [А], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным кружком.
ПИ – в слоге ПИ 2 звука: первый звук [Пь], он согласный, у него есть преграда, глухой (контроль голоса,
мягкий, обозначается зелёным кружком.
Второй звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным кружком.
Памятка №4
(звуко - слоговой анализ слов)
Д О М – первый звук в слове [Д], он согласный, звонкий (контроль голоса, твёрдый, обозначается синим кружком;
второй звук [О], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным кружком;
третий звук [М], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса, у него есть преграда, обозначается синим кружком;
в слове один гласный звук, значит один слог.
ДЕНЬ - первый звук в слове [Дь], он согласный, звонкий (контроль голоса, мягкий, обозначается зелёным кружком;
второй звук [Э], (если долго произносить звук [Е] - слышится [Э], он гласный, его можно петь,
у него нет преграды, обозначается красным кружком;
третий звук [Нь], он согласный, мягкий, звонкий (контроль голоса, у него есть преграда, обозначается зелёным кружком;
в слове один гласный звук, значит один слог.
Ти-на - первый звук в слове [Ть], он согласный, глухой (контроль голоса, мягкий, обозначается зелёным кружком;
второй звук [И], он гласный, его можно петь, у него нет преграды, обозначается красным кружком;
третий звук [Н], он согласный, твёрдый, звонкий (контроль голоса, у него есть преграда, обозначается синим кружком;
в слове два гласных звука, значит два слога.
Правило: Сколько в слове гласных звуков – столько и слогов. Слог – это часть слова
Памятка № 5
(Предложение)
* Предложение состоит из слов.
Предложения бывают короткими (Наступила осень.) и длинными (Наступила красивая, золотая, дождливая, пасмурная осень.)
* В конце предложения ставится точка.
* В предложении могут «жить» маленькие слова, это предлоги, они обозначаются короткой полосочкой
* Из предложений можно составить рассказ.
Памятка № 6
(Работа над предложением и составлением схем)
1) Анализ предложения из двух слов, например:
Наступила осень. .
Составляем схему:
Ребенок дает полный анализ предложения:
В предложении два слова
1 слово - «наступила»
2 слово - «осень». Зарисовывается две полоски.
В предложении слов больше нет, значит, ставим точку. Зарисовывается точка.
Мама пошла в магазин.
Составляем схему:
В предложении 4 слова
1 слово – «мама»
2 слово – «пошла»
3 слово – «в»
4 слово – «магазин»