Ирина Баракова
Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Обучаем, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте
Надо ли, готовя детей к школе, учить их читать, писать и считать? Родители всё чаще убеждаются,
что эти умения облегчат ребёнку начало школьной жизни. Но как же сделать так, чтобы обучение чтению не превратилось в нудную обязанность? Самое важное, на мой взгляд, - создать обстановку непринуждённости, когда желание чему – либо научиться возникает как бы само собой.
Публикация «Консультация для воспитателей по подготовке к обучению грамоте „Обучаем, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Предлагаемая подборка игр использовалась мною в процессе многолетней работы в детском саду, прошла испытание временем и может помочь воспитателям и родителям, желающим, чтобы подготовка к обучению детей грамоте прошла весело и интересно, не «из – под палки».
Игра «Том и Тим»
Цель: учить детей различать твёрдые и мягкие согласные, сопоставляя их артикуляцию.
Ход игры. Тим и Том – два человечка: твёрдый и мягкий. Детям легче запомнить эти их качества, если вы не просто укажите на твёрдость согласного [Т] в имени Том и мягкое [Т’] в имени Тим, а нарисуете человечков. Одного – длинного и угловатого, а другого – прямую его противоположность – кругленького и пухлого. Игра строится как «устное действие». Сначала воспитатель представляет Тома и Тима: «Это Том, слышишь, как твёрдо начинается его имя: [Т]. Он и сам весь твёрдый, как этот звук, поэтому всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит томатный сок, носит пальто и никогда не надевает пиджак; не берёт в руки мяч, но с удовольствием играет на баяне. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него. Тим мягкий и любит всё, что звучит также мягко, как первый звук в его имени [Т’]: виноград. Когда Тим рисует, Тим раскрашивает. Если Том берёт в руки баян, то Тим – гитару. Они никогда не выбирают одни и те же вещи, поэтому не ссорятся, ведь им никогда не приходится выхватывать друг у друга игрушки и сладости.
Вот однажды Тим и Том решили отправиться в путешествие. Давайте поможем им собраться. Кто из мальчиков выберет ранец, а кто рюкзак? Теперь надо решить, кто какие вещи понесёт. Тому и Тиму надо взять котелок, ложки, вилки, бинокль, пилу, топор, носки, тарелки, карту (чтобы детям было легче запомнить слова, все эти предметы рисуются на бумаге). Что положит в свой рюкзак Тим? Может быть Тим захочет взять с собой ещё что – нибудь. Подскажите ему. Вещи собраны, можно отправляться в путь, но по какой дороге? Одна дорога ведёт лес, другая – на луг. По какой дороге захочет пойти Тим? А по какой Том? Тим и Том – друзья, поэтому они договорились, что пойдут по самой опушке леса. Здесь бывает много грибов: лисички, маслята, сыроежки. Какие грибы будет собирать Тим? А Том? Вот и речка, можно половить рыбу. В речке водятся сом,сазан и лещ. Кто поймает сома? Кому попадётся лещ? Пора устраивать привал. Том и Тим разводят костёр и делают шалаш. Кто принесёт ветки для костра, а кто валежник для шалаша? Обед готов. Кому придётся по вкусу рис, а кому рыб? Что будет пить Тим, компот или кисель? После обеда Том и Тим укладываются спать. Отгадайте, кому из них приснился сон про загадочного тампарама. А кому про тимпирима.
Когда Том и Тим проснулись, они решили поиграть в свою любимую игру «Твёрдое – мягкое». В этой игре Том называет слово с твёрдым первым звуком, а Тим,заменяя твёрдый звук на мягкий, отвечает Тому похожим словом, вот так: нос – нёс; лук – люк; тук – тюк; мыл – мил; мал – мял.
Переброску словами легко превратить в подвижную игру, для этого нужно ввести дополнительное правило: называя слово, одновременно бросайте ребёнку мяч.
Игры с буквами
«Рукотворные буквы»
Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.
Ход игры. Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из верёвочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать» горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулёчка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные буквы», «лесные буквы», «макаронные буквы». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.
Игра «Буквенный лабиринт»
Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.
Ход игры. Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых верёвок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с верёвок. Игра становиться ещё более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнёт с верёвки и правильно назовёт букву.
Игра «Принеси то, не знаю что»
Цель: тренировка сообразительности и воображения.
Ход игры. Буквы пекут из солёного теста. Готовые буквенные изделия можно раскрасить и повесить на «буквенное дерево». Затем среди играющих выбирается царь. Царь усаживается на трон и обращается к одному из играющих: «Поди туда, не знаю куда; принеси то – не знаю, что.» Игрок подходит к дереву и «срывает» с него букву, а царь в это время закрывает глаза. Игрок говорит: «Я принёс тебе, царь, подарочек: глаз своих не открывай, что за буква – отгадай!» Царь берёт букву в руки. Ощупывает её и отгадывает.
Игра «Буквенные барельефы»
Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.
Ход игры. Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Они могут стать достойным украшением фамильных гербов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу, на дверях замка которого красуется такой герб.
Игра «Дорисуй букву»
Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.
Ход игры. Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадался, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на асфальте, на песке.
Игра «Буквенный след на спине»
Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.
Ход игры. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
Игра «Буквы вверх ногами»
Цель: развивать умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.
Ход игры. Водящий кладёт перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если взять несколько букв.
Игра «Заколдованные буквы»
Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.
Ход игры. Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.
Игра «Буквы на песке»
Цель: развивать умение узнавать графический образ буквы.
Ход игры. Берётся небольшой подносик с бортиками. В него насыпается мелкий песок или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.