Татьяна Федосова
Консультация «Чтобы научиться петь, надо петь» по методике Т. Э. Тютюнниковой
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация :
«Чтобы научиться петь, надо петь!»
(по методике Т. Э. Тютюнниковой)
Подготовила: музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №1 г. Лебедянь
Федосова Татьяна Анатольевна.
Наши дети на музыкальных занятиях боятся открыть рот и спеть хотя бы два слова соло. Ведь чтобы научить детей петь, музыкальному руководителю фортепиано вовсе не нужно им нужно слышать голос музыкального руководителя без поддержки фортепиано. Фортепиано изобрели во времена Баха, а пели люди испокон веков. И чем реже мы будем использовать инструментальный аккомпанемент, приучая детей подстраиваться к голосу музыкального руководителя и голосам друг друга, тем быстрее они научатся петь!
Публикация «Консультация „Чтобы научиться петь, надо петь“ по методике Т, Э, Тютюнниковой» размещена в разделах
У музыкального руководителя, который сам любит петь, дети хорошо поют. Голос музыкального руководителя звучит как красивейший инструмент, и дети на каждом занятии слышат его голос без фортепиано, и именно так учатся подражать его звучанию. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие – спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к его голосу.
Детей обмануть нельзя: если музыкальный руководитель терпеть не может петь и боится своего голоса, заглушая его инструментом и фонограммами, то ему не помогут никакие методики. Маленького ребенка можно научит только тому, что любишь сам, причем путем ненасильственного вовлечения.
В последнее время у нас во многих детских садах мало того, что песни поются и разучиваются с аккомпанементом фортепиано, но еще поются под фонограмму, так называемое «караоке». Оно, конечно, имеет право на существование в нашей жизни, но абсолютно не годится для учебной работы по пению с детьми дошкольного возраста. Более того увлечение фонограммой наносит непоправимый вред тем, что драгоценное время тратится впустую. Безумное увлечение пением под фонограмму обслуживает лишь амбиции взрослых: «оригинально», «быстренько выучим», «музыку включим погромче, не так слышно, что поют». Словом, фонограмма облегчает жизнь музыкального руководителя и бесконечно отчуждает детей от музыки: ее даже не музыкальный руководитель играет.
Детям после пения под фонограмму остается привычка перекрикивать громкую музыку форсированным голосом, полное неумение им владеть, неразвитый музыкальный слух и извращенное понимание того, что для пения нужен магнитофон, сам голос недостаточно красив, его никто слушать не будет.
Музыкальный руководитель должен заниматься работой с детским голосом – медленно, кропотливо, спокойно. Детский голос очень слабый, крепнет медленно и то к годам 8-9. Дошкольники могут петь только тихо и недолго, потому что их голос крайне быстро устает и совсем перестает слушаться. Пение песни в 3-4 куплета с диапазоном даже 6-7 звуков реально доступно только старшим дошкольникам. Но нам надо в детском саду петь «Прекрасное далеко» или что - нибудь подобное. Композиторы, которые пишут песни на детские стихи, очень редко бывают, озабоченны вопросом, могут ли это спеть дошколята с их слабыми голосами и неразвитым пока еще музыкальным слухом.
В своей работе с детьми я пою только с голоса, и в подготовительной группе почти все умеют подстраиваться к пению в унисон, причем без всякой поддержки фортепиано и тем более фонограммы. Меня не пугает, что малыши поют нестройно: просто по-другому пока не умеют. Но они, таким о
образом, учатся слышать свой собственный голос, а не заглушающий звук инструмента. Все приходит в свое время, ребенок получает возможность правильно и естественно развиваться. И обязательно наступит счастливый момент, когда многие дети запоют в унисон и смогут активно пользоваться слухом как контролирующим и регулирующим органом.
У кандидата искусствоведения, лауреата педагогической премии «Гранд Москвы» Т. Э. Тютюнниковой есть много песенок из сборника «Песенки – бусинки», которые я использую в своей работе для самых разных педагогических нужд: распевания, развития навыков интонирования, пения в унисон, развития ладового слуха, артикуляционных упражнений, навыков правильного дыхания.
Маленькие песенки-бусинки предназначены для пения с детьми без аккомпанемента фортепиано – с голоса педагога и с аккомпанементом детских инструментов – металлофонов и разнообразных шумовых.
Мелодии состоят из простейших «интонаций-кубиков»(трихорда, тетрахорда, малая терция, квартовый ход на тонику и др., которые иногда многократно повторяются, настойчиво «кочуют» из песенки в песенку с целью слухового и вокального закрепления их у детей.
Многие песенки написаны в пентатонике (полном и неполном звукоряде). Пение в этом ладу имеет множество методических обусловленностей. Пентатоника - это в истинном смысле этого слова «детский лад». Почти весь детский фольклор разных стран и народов мира пентатоничен, и это знание обязывает всех музыкальных руководителей считаться с особенностями формирования музыкального мышления у детей, не отвергая того, что подсказано самой природой. Дети прекрасно «чувствуют себя» в пентатонике, в отличие от взрослых.
Особенно в сборнике большое внимание уделено формированию у детей ладового слуха, прежде всего ощущению тоники, умению петь и слышать фундаментальные интонации в мажорном ладу. Для поддержки пения предлагаются совсем простые аккомпанементы на тонике, тонической квинте. Такое сопровождение не заглушает тихое детское пение и помогает услышать ребенку его собственный голос, а также познакомиться со звукорядом мажора, расположением и названием нот.
Песенки которые я использую с детьми на занятиях: «Сонная песенка», «Джон-зайчик», «Паучок и гамачок», «Кузнечик», «Кошачий ответ», «Мышиная колыбельная», «Семейство огурцов»