Эльза Шихкеримова
Консультация «Что такое речь?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое речь?
Речь- это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Это один из видов коммуникативной деятельности человека- использование средств языка для общения с членами коллектива. Развитие связной речи у дошкольников- один из наиболее значимых аспектов дошкольного образования и воспитания.
Публикация «Консультация „Что такое речь?“» размещена в разделах
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья и воспитатели в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребенком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.
Важное значение для современного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в котором он воспитывается.
Дошкольное детство является очень важным периодом становлении человека как личности и занимает первые семь лет его жизни. Именно в этот период закладываются все качества личности, раскрываются его способности.
Особенно интенсивное становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.
В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей.
Общение-это взаимоотношение взрослого и ребенка, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответную реакцию ребенка к взрослому.
Третий год является главным периодом в развитии речи ребенка. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.
Общение ребенка со взрослыми и другими детьми способствует тому что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других.
Речь детей среднего дошкольного возраста более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение чем у малышей. Значительно увеличивается словарь ребенка. Наряду с названиями предметов и действий дети начинают широко пользоваться различными определениями.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет оббьем знаний, который нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справится с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
Мозг дошкольника обладает потрясающей возможностью поглощать информацию в себя, они с жадностью поглощают новое и интересное. В процессе игры дети активно и много общаются, подражаю друг другу, любимым персонажам книг и кино.
Для развития речи дошкольников можно выучить с детьми скороговорки:
Вот несколько скороговорок, которые вы можете разучивать со своими детьми.
1. Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, -
Говорит попугай попугаю.
2. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
3. Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.
4. У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.
5. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
6. Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.
7. Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.
Так же для развития речи дошкольника можно использовать словесные игры:
«Придумай слово»
Цель —развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.
В процессе игры ребнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы е открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]». Ребнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук.
Если в силу каких-то причин ребнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.
«Поймай слог»
Цель —развитие слухового внимания и его быстроты.
Взрослый называет слог, а ребнок «превращает» его в слово.
Например: ПА — папа, ма —мама, ку —кукла, ар —арбуз и т. д.
«Повторялки»
Ребёнок повторяет за взрослым слоги.
Па-ба, та-да, та-да-та, пы-бы-пы.
«Будь внимательным»
- Если услышишь в слове «с», то хлопаешь, если «ш». то топаешь.
(сыр, шар, карандаш, дом, старушка, шоссе)
Игра «Подбери слово-признак»
В этой игре активизируем использование прилагательных.
Снег (какой…. белый, пушистый, холодный, чистый, хрустящий, искристый, пористый.
Шар (какой) …. Круглый, воздушный, лёгкий, разноцветный.
Снежинка (какая) …резная, белая, лёгкая, нежная, узорчатая, пушистая.
-Можно обратить внимание ребё нка на предложения:
(Выпал снег. Выпал белый, пушистый снег.)
-Какое предложение звучит полнее и интереснее?
Игра «Назови зверя».
Рыжая, хитрая, ловкая, красивая, остроморденькая….(лиса)
Серый, злой, зубастый (волк)
Полосатый, рычащий, опасный, хищный, сильный….(тигр)
Игра «Я много-ты одно».
Чашка, тарелка, ложка….(посуда)
Шапка, шуба, куртка…. (одежда)
Сапоги, валенки, ботинки…. (обувь)
Апельсин, груша, яблоко (фрукты)