Демидович Наталья Александровна
Консультация «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»
В практике логопедической работы всё чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляионно-фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
Нередко процесс коррекционного логопедического воздействия при дизартрии затягивается из-за сопутствующей речевой патологии – ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики), а также высших психических функций (восприятия памяти, мышления, внимания). Недоразвитие этих психических процессов препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности, проявляющейся прежде всего в ограниченном объёме зрительного и слухового восприятия, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала.
Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приёмы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Хочется поделиться с коллегами эффективными приёмами работы над звуками на этапе их автоматизации на основе мнемотехники, т. е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Процесс запоминания делится на 4 этапа:
1. Кодирование элементов информации в зрительные образы,
2. Собственно сам процесс запоминания,
3. Запоминание последовательности информации,
4. Закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций., облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.
Таким образом, приём символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в чистоговорках, стихах.
При необходимости точного повторения, например, стихотворного текста достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Ниже приведены примеры мнемодорожек.
Автоматизация свистящих звуков.
В лесу темно,
Все спят давно,
Одна сова не спит,
На суку сидит
И на нас глядит.
Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не смог-
Весь до ниточки промок.
А. Барто
Автоматизация шипящих звуков.
Четыре в комнате угла,
Четыре ножки у стола
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
У бабушки нашей
Хватает забот:
Для Тани с Наташей
И вяжет и шьёт.
Читаем им книжки,
Поёт перед сном,
Гулять ребятишек
Ведёт вечерком.
З. Александрова
Кошка в окошке
Подушку шьёт,
А мышка в сапожках
Избушку метёт.
К бабушке приехал внучек.
- Хочешь есть? – покушай супчик,
Вот батончик, пышный пончик,
Вот огурчик, баклажанчик,
Апельсинчик и бананчик.
Скушал все – наш милый мальчик
И улегся на диванчик,
Не шумите! И – молчок!
Отдыхает наш внучок!
Автоматизация сонорных звуков
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
1-2-3-4! –
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мыши вон!
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто её возьмет,
Тот и вон пойдет.
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло бы у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
И. Токмакова
Дятел на суку сидит,
Дятел дерево долбит.
День долбил, два долбил –
Клювом в небо угодил.
Кот на кресле полежал,
Уронил на пол журнал,
Съел колбаски полкило
И лакает молоко.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке – рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап!
Во дворе – трава,
Во дворе – дрова,
Дрова на траве,
Трава – во дворе.