Получи документы

Консультация «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»

Демидович Наталья Александровна
Консультация «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»

В практике логопедической работы всё чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта – общим недоразвитием речи на фоне дизартрии, когда нарушается не только артикуляионно-фонетическая, но и просодическая сторона речи. Поскольку этот дефект связан с органическим поражением центральной и периферической нервной системы, то период его устранения становится довольно продолжительным, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков.

Темочки:

Нередко процесс коррекционного логопедического воздействия при дизартрии затягивается из-за сопутствующей речевой патологии – ОНР, когда нарушено формирование основных компонентов речевой системы (лексики, грамматики, фонетики), а также высших психических функций (восприятия памяти, мышления, внимания). Недоразвитие этих психических процессов препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности, проявляющейся прежде всего в ограниченном объёме зрительного и слухового восприятия, что затрудняет процесс запоминания и усвоения учебного материала.

Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приёмы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по этому направлению. Хочется поделиться с коллегами эффективными приёмами работы над звуками на этапе их автоматизации на основе мнемотехники, т. е. техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

1. Кодирование элементов информации в зрительные образы,

2. Собственно сам процесс запоминания,

3. Запоминание последовательности информации,

4. Закрепление информации в памяти.

Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушение в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.

Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребенок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций., облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники.

Таким образом, приём символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в чистоговорках, стихах.

При необходимости точного повторения, например, стихотворного текста достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Основой мнемодорожек послужили известные чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Ниже приведены примеры мнемодорожек.

Автоматизация свистящих звуков.

В лесу темно,

Все спят давно,

Одна сова не спит,

На суку сидит

И на нас глядит.

Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не смог-

Весь до ниточки промок.

А. Барто

Автоматизация шипящих звуков.

Четыре в комнате угла,

Четыре ножки у стола

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

У бабушки нашей

Хватает забот:

Для Тани с Наташей

И вяжет и шьёт.

Читаем им книжки,

Поёт перед сном,

Гулять ребятишек

Ведёт вечерком.

З. Александрова

Кошка в окошке

Подушку шьёт,

А мышка в сапожках

Избушку метёт.

К бабушке приехал внучек.

- Хочешь есть? – покушай супчик,

Вот батончик, пышный пончик,

Вот огурчик, баклажанчик,

Апельсинчик и бананчик.

Скушал все – наш милый мальчик

И улегся на диванчик,

Не шумите! И – молчок!

Отдыхает наш внучок!

Автоматизация сонорных звуков

Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

1-2-3-4! –

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон!

В небе гром, гроза,

Закрывай глаза.

Грома нет, трава блестит,

В небе радуга горит.

Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто её возьмет,

Тот и вон пойдет.

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло бы у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

И. Токмакова

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

День долбил, два долбил –

Клювом в небо угодил.

Кот на кресле полежал,

Уронил на пол журнал,

Съел колбаски полкило

И лакает молоко.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека: в реке – рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап!

Во дворе – трава,

Во дворе – дрова,

Дрова на траве,

Трава – во дворе.

Публикации по теме:

Автоматизация звуков с использованием методики Н. А. ЗайцеваАвтоматизация звуков с использованием методики Н. А. Зайцева Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад. Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и.

Автоматизация звуков с помощью игровых приемовАвтоматизация звуков с помощью игровых приемов Уважаемые коллеги! Чтобы сделать ООД по автоматизации звуков интересной, разнообразной и в то же время продуктивной для ребенка, я предлагаю.

Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии»Автоматизация звуков в лексической теме «Профессии» Автоматизация звуков у ребенка с нарушением речи - обязательный этап в коррекции звукопроизношения. У кого-то он проходит быстро, у кого-то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»
Опубликовано: 15 января 2025 в 21:17
+48Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»» (включая файлы) размещена пользователем Демидович Наталья Александровна (УИ 1853444) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД