Надежда Гридасова
Консультация «Аспекты сенсорного развития младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей
являются одним из тех вопросов, которые не перестают волновать
психологов и педагогов, вот уже на протяжении многих лет. Это не случайно,
так как познание окружающего мира начинается с восприятия всего того, что
нас окружает. Восприятие же, в свою очередь, является основой сенсорного
развития.
Публикация «Консультация „Аспекты сенсорного развития младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
В каждом детском возрасте стоят свои задачи сенсорного развития, и
решение их лежит в разработке и использовании наиболее эффективных
средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности
формирования функции восприятия в онтогенезе. Период дошкольного
детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда
совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях
предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и
действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет,
форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др.
Вряд ли возможно переоценить значение сенсорного развития в
младшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст является
наиболее благоприятным для развития и совершенствования деятельности
органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Благодаря работам таких выдающихся зарубежных ученых в области
дошкольной педагогики, как М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, и таких известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии, как Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Л. А. Венгер, сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития,
приобретает статус одной из важнейших сторон воспитания дошкольников.
Анализ научных работ данных авторов показывает, что при переходе к
младшему дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной
деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа,
синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект
на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем
объединяя в единое целое.
Основа умственного воспитания – сенсорное развитие, то есть
формирование ощущений, обогащение ребенка разнообразными
впечатлениями, расширение ориентировки в окружающем. Целесообразно
продолжать знакомить ребенка с названиями игрушек и предметов
различных форм, текстур и оттенков цвета. Психологи выделяют младший
дошкольный возраст как период, когда в деятельности ребенка
главенствующую роль начинает играть именно предметная деятельность.
В младшем дошкольном возрасте образное мышление еще весьма
ограничено в своих возможностях. Как доказали исследования Л. А. Венгера, А. Л. Венгера, Н. Б. Венгера, Э. Г. Пилюгина, З. М. Богуславской, О. М. Дьяченко,
дидактические игры активно развивают сенсорные способности детей.
В основе познания ребенком окружающей среды лежат процессы
ощущения и восприятия. Ознакомление младших дошкольников с цветом,
формой, величиной и другими свойствами предмета побудило ученых и
практиков разработать систему дидактических игр и упражнений по
сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия
ребенком характерных признаков предметов.
Для интеллектуального, сенсорного развития детей младшего
дошкольного возраста наиболее полезны любые «орудийные» игры с
использованием наглядно-действенного мышления. Мышление ребенка
активно развивается, когда он играем с предметами различной
геометрической формы, размера, текстуры поверхности. Это могут быть
различные «колокольчики, колпачки, кольца, кубики». Игра
подобными предметами непосредственно связана с восприятием – малыш
мыслит, устанавливает связи между предметами и явлениями.
Среди всех психических процессов в младшем дошкольном возрасте
главная роль принадлежит восприятию: «поведение и сознание целиком
определяются тем, что ребенок видит здесь и сейчас».
В младшем дошкольном возрасте формируется новый тип восприятия –
зрительное соотнесение. Свойство одного предмета теперь превращается в
образец, в мерку для измерения свойства другого. Так, величина одного
кольца пирамидки становится меркой для остальных колец; нужные детали
разбираются на глаз, правильное действие по просьбе взрослого выполняется
сразу, без предварительных практических проб. Зрительный выбор по
образцу – «более сложная задача, нежели простое узнавание или
промеривание, ведь сначала нужно найти предметы, одинаковые по форме,
по величине, и лишь потом – по цвету».
Ребенок в младшем дошкольном возрасте легко сравнивает хорошо
знакомые предметы, имеющие ярко выраженную форму, с постоянными
образцами, не только реально воспринимаемыми, но и представляемыми. К
примеру, если предмет треугольной формы, ребенок определяет его как
«домик», а круглый – «мячик». Это означает, что у ребенка есть
представления о свойствах вещей, и представления закрепляются за
конкретными предметами, но эти представления сами не формируются со
свойствами предметов, ребенка «необходимо знакомить в конкретных
практических действиях».
В период младшего дошкольного возраста ребенок начинает совершать
действия в уме, зачастую способен без внешних проб подбирать нужные
детали, например, для пирамидки или матрешки.
Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей
занимает «ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и
способами их использования». Следует создать для ребенка
младшего дошкольного возраста условия, чтобы он мог следить за
движущимися яркими игрушками, брать предметы разной формы и
величины. К третьему году жизни ребенок умеет выделять цвет, форму и
величину как особые признаки предметов, накапливает представления об
основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя
предметами по величине.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные
эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах,
геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими
предметами. Далее ребенка следует знакомить с оттенками цвета, с
вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине,
возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества
предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей
способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,
выполнению все более сложных глазомерных действий. В качестве особой
задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое
восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму
предметов, выделять отдельные измерения величины предметов.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе -
главное условие познавательного развития, правильной и быстрой
ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной
отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А
быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых
способностей человека, основ его полноценного развития. Начиная с 3 лет,
основное место в сенсорном воспитании детей, занимает ознакомление их с
общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм,
цветовых тонов. Овладевая такого рода системой, «ребенок получает как бы
набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь
воспринятое качество и дать ему надлежащее определение».
Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку
оптимально воспринимать окружающую действительность.
В младшем дошкольном возрасте восприятие оформляется в
самостоятельный психический процесс. У младших дошкольников знакомые
предметы не вызывают у них длительных мыслительных процессов: сразу же
взглянув на предмет, дают ему название, и на этом обследование предмета
заканчивается. Но зато новый, неизвестный предмет вызывает у ребенка
любопытство, желание его пощупать, понюхать и попробовать на вкус. Здесь
происходит переход от манипуляций с предметом к его внутреннему
познанию.
Зрительное восприятие постепенно становится основным средством
через наблюдение. Условием является содержательная деятельность ребенка,
где появляется возможность сосредотачивать внимание на свойствах
предметов, тем самым помогая освоить эти предметы. В этой деятельности
формируются способности и умение детей выделять качества, свойства,
умение определить форму, материал, цвет, величину, положение в
пространстве и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сенсорные эталоны –
«это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов, система
фонем родного языка и т. д.». Все эти эталоны должны быть
усвоены ребенком в младшем дошкольном возрасте. Процесс освоения
сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжает развиваться
на протяжении всей жизни. Поэтому освоение ребенком сенсорных эталонов
позволяет ему самостоятельно видеть знакомое в незнакомом, замечать
особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Таким
образом, восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они
оказываются способными воспринимать все более сложные предметы.