Елена Шумейко
Консультация «Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное физическое развитее и здоровье ребёнка-это основа формирования личности. Согласно исследованиям специалистов,75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитость, а вследствие плохого состояния здоровья.
Здоровье ребё нка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность-это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребё нка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно - сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем двигательной активности.
Публикация «Консультация „Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для родителей
- Темочки
Именно в раннем возрасте у ребёнка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития, одним из непременных условий этого является формирование двигательной активности детей, прежде всего произвольности движений, речи, контактов с окружающими людьми, вещами. Действуя с вещами, ребёнок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственными поведением.
Современные условия жизни (транспорт, комфорт в квартирах и т. д.) способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такие явления, как гиподинамия, двигательное «голодание», наблюдается как в семье, так и в дошкольной организации.
С целью укрепления здоровья детей и развития у них интереса к физической культуре важно использовать в работе вариативные формы повышения двигательной активности в сочетании закаливающими мероприятиями. Для этого в детском саду необходимо создавать физкультурно-игровые среды в группах, физкультурный зал и спортивные площадки, ежегодно пополнять их новыми яркими физкультурными пособиями (как традиционными, так и нетрадиционными) и оборудованием.
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей приводит к широкому использованию в работе подвижных игр и упражнений. Современные дети закомплексованы и эмоционально, и физически. А ведь игра - основной вид деятельности ребёнка. Только в играх дети раскрепощаются полностью, и только в играх можно достичь наилучших результатов в освоении ими физических навыков и умений. Удовлетворить естественную потребность в движении.
Через игры легче всего приобщить ребёнка к занятиям физической культурой. Игры наиболее доступны, понятны детям дошкольного возраста. Ребёнку близки игровые образы и сюжеты игр. Загадки и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь ещё в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Пожалуй, именно игра является лучшим средством воспитания личности ребёнка. Игра ставит ребёнка в такое положение, когда его ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованны.
Широкое использование в практике подвижных игр в совокупности с целостной системой мер по физическому воспитанию поможет добиться желаемого результата.
Главная цель подвижных игр - активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух; игра приносит ребёнку положительные эмоции. Всё это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном эффекте подвижных игр.
Воспитание умения правильно ходить, быстро бегать, легко и смело прыгать осуществляется на занятиях с помощью физических упражнений и подвижных игр. Эти игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях. Большая ценность подвижных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе и равномерном развитии различных групп мышц. Но значение подвижных игр не только в этом - они играют большую роль во всестороннем развитии детей. Подвижные игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, воспитанию положительных чувств. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Для того чтобы игра ладилась и была интересной для всех, ребятам приходится действовать согласованно, подчиняться установленным правилам, уступать один другому. Это способствует формированию навыков поведения в коллективе, развивает активность, укрепляет волю. Для ребёнка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников- всё это является постоянно действующим стимулом и огромной ценностью подвижной игры как средства повышения двигательной активности.
Сам процесс игры всегда связан с новыми ощущениями и эмоциями. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями.
Прежде чем приступить к специальным упражнениям, вначале важно дать детям общее представление об основных видах движений, создать условия для их многократного повторения в разных вариантах, нацеливая детей на результат. Именно подвижные игры помогают добиться желаемого эффекта.
Однако необходимо помнить, что выбор подвижных игр должен проходить, прежде всего, с учётом индивидуальных способностей и возможностей детей. В практическом освоении приёмов проведения игр и упражнений детьми нужно учитывать различный уровень двигательной активности каждого ребёнка. Подвижные игры, проводимые для детей с высоким уровнем двигательной активности, могут привести к негативным последствиям в общем и физическом состоянии детей с низким уровнем двигательной активности.
При разработке рационального двигательного режима нужно не только стремиться удовлетворить биологические потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов подвижных игр и упражнений, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а так же выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно -оздоровительным занятиям. К ним относятся общественные виды двигательной деятельности, включающие овладение детьми физическими навыками и умениями, подвижные игры и игровые упражнения, направленные на повышение двигательной активности.
Второе место принадлежит прогулке - это самое благоприятное время для реализации потребностей детей в движении. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных подвижных игр и упражнений.
Планирование подвижных игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности. В дни проведения физкультурных занятий воспитателям можно поиграть с детьми в хорошо знакомую детям подвижную игру, в другие дни на прогулке проводить подвижные игры и игровые упражнения на разучивание и закрепление. На прогулке важно, чтобы все дети участвовали в организованной двигательной деятельности, поэтому воспитателям следует проводить её двумя подгруппами, составленными с учётом разного уровня двигательной активности детей. Каждая подгруппа выполняет своё двигательное задание в игровой форме. Подвижная игра, общая для всех, предлагается с учётом функциональных возможностей детей. Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более 2 – 3 раз. Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер. Они могут повторяться 3 – 5 раз в зависимости от желания детей, к которым предъявляются более строгие требования: добиваться чёткого выполнения условий и правил игры. Постепенно все дети вовлекаются в общие игры. Содержание подвижных игр усложняется и обновляется по мере усвоения движений детьми. Это, не меняя основного содержания и правил игры, повышает интерес детей, побуждает к самостоятельности, творческой активности. Замечено, что если в течении недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес падает.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных особенностей детей.
Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие.
Немаловажное значение отводится физкультурно – массовым мероприятиям. Это неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники на воздухе, игры – соревнования, спартакиада. В двигательный режим входят также внегрупповые дополниетльные виды занятий (группы СФП, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений, игр, танцев) и совместная физкультурно – оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно – массовых мероприятиях дошкольной организации, прогулки и походы)