Ольга Султанова
Консультация для воспитателей «Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей».
▼ Скачать + Заказать документы
Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей.
Все процессы внутреннего мира ребёнка можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребёнка и определяет его готовность к систематической учёбе в школе. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность детей“,» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведёт к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребёнка ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребёнка может затруднять его общение с другими людьми. Двигательная культура влияет на нравственную сферу деятельности человека. Медлительность, неловкость в движениях вызывает насмешки сверстников и порождает комплекс неполноценности, неуверенности в своих возможностях, которая переносится и на учебную деятельность.
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Организационными формами работы, направленными на развитие двигательных качеств дошкольников являются: 1) учебная работа; 2) физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня; 3) активный отдых; 4) самостоятельная двигательная деятельность детей; 5) работа с семьей. Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневное развитие двигательных качеств ребенка. Остановимся на некоторых из них.
Активный отдых.
Активный отдых дошкольников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и Дня здоровья. Сюда же можно отнести и прогулки за пределы участка.
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность. Физкультурные досуги организуются один раз в месяц со второй младшей группы. Длительность досуга составляет: вторая младшая и средняя группы – 20 минут, старшая и подготовительная группы – 30-45 минут. Физкультурные досуги не требуют специальной подготовки, а строятся на хорошо знакомом детям материале. В досуг включаются знакомые детям физические упражнения, подвижные, спортивные игры и игры – забавы, аттракционы, элементы танцев, игры с пением, хороводы, ритмическая гимнастика.
Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации:
• Досуг, построенный на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Содержание игр нужно подбирать с учетом уровня двигательной активности детей. Так, детям с высокой двигательной активностью предлагают игры- упражнения на равновесие: «Пройди, не упади», на внимание: «Помни свое имя», «Собери предметы парами», «Будь внимателен». Детям с низкой двигательной активностью предлагаются игры- упражнения типа «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки», «Догони меня».
• Физкультурный досуг может состоять из одних спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Использование этого варианта возможно лишь в этом случае, если все дети хорошо владеют элементами спортивной игры. Здесь также необходим индивидуально - дифференцированный подход.
• Физкультурный досуг может быть построен на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях. Это могут быть: бег, прыжки, метание, лазание, ползание на четвереньках, езда на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку.
• Физкультурный досуг «Веселые старты» строится в основном на играх- эстафетах, хорошо знакомых детям.
При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. В план досуга нужно включать упражнения и задания, позволяющие чередовать нагрузку на разные группы мышц, а также упражнения на внимание. Желательно предусмотреть использование музыки, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением, создаёт положительное эмоциональное настроение детей.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.
Физкультурные праздники - это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. Физкультурный праздник является эффективной формой активного отдыха детей. «Программой воспитания и обучения в детском саду» физкультурные мероприятия и праздники предусмотрены для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступны коллективные взаимодействия в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизациях, они инициативны при выполнении порученных им ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов правильно воспринять оценку своих действий, поведения. Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата - все это сплачивают детский коллектив. Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей, радуются их достижениям, поддерживают хорошее отношение между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным победам.
В содержание физкультурных праздников следует включать физические упражнения, игры с элементами соревнования, танцевальные движения, освоенные детьми на занятиях, сюрпризные моменты. Во время проведения праздника обязательно использование музыки, а в конце подводятся итоги. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Физкультурные праздники проводятся 2 - 3 раза в год (зимой и летом, продолжительностью до 45 минут для детей средней группы, до 1 ч для детей ст. и под. групп. Темы праздников могут быть самыми разнообразными: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка - зима», «Праздник Нептуна» и так далее.
При планировании и подготовке праздника необходимо:
• обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
• подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
• выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
• определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;
• обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.
Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа. При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
• недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых;
• недопустимо отбор участников - детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;
• при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий - выступлений, особенно игр соревновательного характера;
• необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).
Дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух. День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее. На утреннюю гимнастику приглашаются родители, работники детского сада. Дальнейшая программа первой половины дня здоровья для каждой группы своя. В неё включаются простейшие походы, подвижные игры и упражнения, соревнования, конкурсы и так далее. Целесообразно к этому приурочить внесение новых физкультурных пособий, двигательных игрушек. Красочное, необычное оформление территории детского сада, групповых участков способствует подъему настроения, повышению активности детей в играх. Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.
Прогулки за пределы участка (походы) – одна из форм активного отдыха детей дошкольного возраста. «Программой воспитания и обучения в детском саду» подобные прогулки рекомендуется проводить с детьми старшей и подготовительной групп. В старшей группе летом детей можно водить на пешеходные прогулки на расстояние 2 км продолжительностью 25-30 минут в один конец. При этом воспитатель заранее намечает и проверяет маршрут, определяет, как можно использовать природные условия для упражнения детей в разных видах движений, где организовать отдых, игру, наблюдения. Зимой организуются лыжные прогулки на расстояние до 1,5-2 км в один конец.
С детьми подготовительной группы периодически, примерно один раз в квартал, в зависимости от сезона и погодных условий необходимо проводить пешеходные и лыжные прогулки длительностью 40-45 минут в один конец. Как и в старшей группе, воспитатель заранее определяет и проверяет маршрут, продумывает организацию детей, их деятельность и отдых (через каждые 15-20 минут). Расстояние для прогулки на лыжах должно равняться 2 км. Педагог учитывает физические возможности всех детей, заранее готовит к прогулке новичков и детей, физически недостаточно подготовленных (при этом необходим совет врача).
Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников протекает под наблюдением воспитателя. Содержание и продолжительность занятий детей физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на участке необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)
• В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо".
• Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр. Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.
Наряду с заводскими пособиями можно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат.
Примерное нестандартное оборудование, которое может быть использовано в работе с детьми:
• Массажёр "Орешки".
Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21 см) капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры).
• Дорожка "Апельсиновая"
Состоит из клеёнки шириной 35 см, длиной 2,5 м с прикреплёнными к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок.
• Тренажёр "Поймай мяч ловушкой"
Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40 см до 1 м) с капсулой от "киндер-сюрприза" на конце.
Цель - забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения упражнения регулируется длиной лески.
• Тренажёр "Попади в кольцо"
Деревянное кольцо (диаметр - 40 см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5 м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2 м) с мягким шариком.
Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить.
• "Лыжи"
Изготавливаются из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев "лыжи", выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.
• Напольные шашки
Полотно размером 1на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки, лёжа на полу, что позволяет разгрузить позвоночник.
Воспитатель должен поддерживать двигательную активность детей, поощряя самостоятельное использование ими атрибутов для игр.
В первой младшей группе должно быть следующее физкультурное оборудование: стремянка, скамейки, бревно, доски, ящики для влезания, кубы, мячи, воротца, игрушки-двигатели (автомобили, тележки, коляски, паровозики и др.)
Детям второй младшей группы свойственна склонность к подражанию сверстникам, поэтому в группе необходимо иметь по нескольку экземпляров одного и того же физкультурного инвентаря, игрушек. Вместе с тем дети трёхлетнего возраста более самостоятельны в выполнении упражнений – продуманное, рациональное размещение оборудования будет побуждать их к движениям. Кроме того, воспитатель должен стимулировать детей к использованию имеющегося физкультурного инвентаря личным примером, поощрением.
Для детей средней группы характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям, поэтому необходимо всячески поощрять игры с мячами, обручами, игрушками – двигателями, побуждать к самостоятельному использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Необходимо поддерживать и поощрять самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физических упражнений, обеспечивать смену видов деятельности, регулировать нагрузку на детей, учитывая их индивидуальные особенности. Планируя игры на воздухе, следует принимать во внимание и состояние погоды.
В старшей и подготовительной группах также необходимо побуждать детей в самостоятельной деятельности использовать физкультурный инвентарь, организовывать подвижные игры с элементами соревнования, народные и спортивные игры и спортивные упражнения. Воспитатель должен регулировать чередование различных видов деятельности, направлять интересы детей. В целях развития глазомера, точности движений можно проводить такие игры, как «Школа мяча», кегли, лапта. В зимнее время необходимо создать условия для скольжения по ледяным дорожкам, катания на санках, ходьбы на лыжах, игры в хоккей, а в тёплый период года – для катания на велосипеде, игры в футбол, бадминтон, баскетбол и др. На участке желательна дорожка препятствий. При этом пособия располагают так, чтобы дети выполняли движения в определённой последовательности: бег, подлезание, упражнения в равновесии, прыжки с высоты, бег, ходьба.