Светлана Хижная
Консультация «Агрессивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Большой проблемой и для воспитателя, и для родителя, и для самого ребенка является детская агрессивность, которая, встречается сегодня все чаще.
Родители нередко жалуются: «Такой был хороший мальчик, а сейчас-драчун! В детском саду его только и ругают!» И такие жалобы обычно достаточно обоснованы. Дети, тихие и спокойные в семье, превращаются в драчунов и задир. Однако это вполне объяснимо. Если подобное «превращение» происходит почти сразу после поступления в детский сад, то,
вероятнее всего, это связано со срывом механизма адаптации ребенка, стрессом в новой обстановке, а главное-неумением общаться со сверстниками.
Публикация «Консультация „Агрессивные дети“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками.
Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства, обиды нередко появляются и агрессивные действия : ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают. В этом случае требуется большая работа как воспитателя, так и
психолога. Воспитатель приглашает родителей на беседу, объясняет им ситуацию, играет с ребенком в их присутствии, включая родителей в эту игру. Он знакомит родителей с приблизительной тематикой игр, принятых в группе, предлагает им литературу для «проигрывания» сказок и рассказов,
рекомендует ежедневно играть с ребенком в игрушки, а также ролевые игры или хотя бы вести «ролевые игры» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
Когда малыш приходит из детского сада, родители должны интересоваться, во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
Воспитатель обучает ребенка игровым навыкам и вовлекает в общую игру, чтобы не допустить исключения ребенка из игры, воспитатель участвует в ней вместе с детьми, привлекая внимание к тому, что у ребенка получается.
Но подобные меры дают результат только в случае, если причиной агрессивного поведения является отсутствие игровых навыков.
Сложнее, если дети приносят агрессивную модель поведения из семьи, где она не только принята, но и в какой-то мере поощряется. Некоторые родители внушают ребенку, что нужно быть сильным, непобедимым, всегда давать сдачи в ответ на любую обиду. Такая позиция очень затрудняет работу с агрессивными детьми. Надо объяснять родителям, что коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контакта со сверстниками. Умение понять другого человека, сопоставить его желания со своими планами и целями, способность представить чужие переживания и чувства требуют достаточно опыта общения. А неумение или нежелание родителей помочь формированию у ребенка подобного опыта постепенно приводит к проблемам не только в отношениях с детьми, но и в отношениях с собственными родителями. В возрасте 10-12лет и в подростковый период несформированность навыков социального общения приведет к отсутствию друзей, асоциальному поведению и агрессивному или пренебрежительному отношению к родителям. И тогда уже поздно будет что-нибудь исправлять доступными семье методами.
Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно-из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.
Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или гротескным, то дошкольник воспринимает его поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается.
Аналогичное влияние оказывают и игрушки, специально выпускаемые для игры по сюжетам распространенных зарубежных мультфильмов, «детских боевиков», «ужастиков».Дети дошкольного возраста,а уж тем более малыши 3-4лет,получив в свое распоряжение разнообразных «черепашек-ниндзя», «человека-паука», «терминаторов», «спайдерменов» и прочих подобных персонажей, автоматически используют их в игре, не осознавая, конечно, истинных мотивов их поступков.
В детских садах периодически возникает мода на такие игры именно из-за того, что кто-то из детей принес соответствующие игрушки. Педагог в этой ситуации не может полностью развенчать новых любимых героев в глазах детей. Единственное, что в его силах,-препятствовать появлению в группе этих игрушек, а если там имеется видеомагнитофон-не допускать просмотра импортных мультфильмов с агрессивным содержанием. Вместо этого лучше показывать более подходящие для детей отечественные мультфильмы, организовать их обсуждение, проигрывать отдельные эпизоды из них.
Артистическое мастерство воспитателя, его способность увлечь детей игрой, ненавязчивые разъяснения и обсуждение поступков действующих лиц, умение придумать продолжение сказки, истории-все это поможет отвлечь детей от воинственных игр и показать им возможность миролюбивых, добрых способов общения. Чем ярче и выразительнее буде добрый, положительный герой, тем больше он будет привлекать внимание и симпатии ребенка, и даже если не сможет полностью конкурировать с каким-нибудь «терминатором», то уж как минимум даст возможность сравнить их и задуматься над выбором модели поведения.
Со старшими детьми целесообразно обсуждать не только мультфильмы, но и книги, беседовать о том, почему герои поступают именно так, а не иначе. Воспитатель. читает детям предусмотренную программой художественную литературу, ненавязчиво беседует и сравнивает положительных и отрицательных героев, хорошо знакомых детям. Для обсуждения мотивов поведения героев, понимания их истинной или притворной доброты подходят популярные детские книги, начиная с «Азбуки» Л. Толстого, «Приключения Буратино» А. Толстого, историй о Мумми-Тролле Туве Янсон, книжек Астрид Линдгрен про Карлсона и Пеппи-Длинный Чулок и кончая рассказами Н. Носова и В,Драгунского. Очень хорошо, если есть возможность приобрести книгу Л. П. Стрелковой «Азбука эмоций», где специально подобраны соответствующие литературные произведения для дошкольников. В принципе с этой целью могут использоваться почти все сюжетные произведения, доступные пониманию детей 5-6лет и рекомендованные программой детского сада. Подобная работа в группе помогает детям научиться понимать других людей, цели и мотивы их действий, приучает их согласовывать свои желания и поступки с чужими, находить компромиссные решения и бесконфликтные способы поведения. Однако для некоторых детей с повышенной агрессивностью этого оказывается недостаточно.
Это относится, прежде всего, к детям аффективным, невротичным, упрямым,
особенно когда родители всеми силами стараются изменить «дурной характер» ребенка, не считаясь с особенностями его темперамента, и тем более когда они сами отличаются повышенной эмоциональностью и аффективностью, применяют к ребенку слишком строгие меры, в том числе физические наказания, унижают на глазах у других и т. п.
В результате одни дети «ломаются» и в конце концов подлаживаются к требованиям родителей, но при этом теряют к ним доверие и, жертвуя собственной индивидуальностью, превращаются в пассивных, чрезмерно осторожных, плаксивых детей со множеством невротических проявлений.
Другие, более физически и психически сильные и активные, вступают в конфликт не только с родителями, но и со всем белым светом, превращаясь в маленьких злюк, как бы мстящих за свои обиды всем окружающим.
Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию и представляют собой активный протест, проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.
Такие реакции сначала всегда избирательны, направлены на обидчика, в семье это могут быть конфликты с родителями, ревность к появившемуся второму ребенку. В детском саду это обычно не сложившиеся отношения с воспитателем, социальная изолированность, нарушение адаптации. Только при особенно неблагоприятном сочетании ошибок семейного воспитания и организации жизни ребенка в детском саду агрессивное поведение закрепляется и становится привычной формой реагирования на любые трудности, с которыми сталкивается ребенок. К счастью, это происходит не так уж часто. Здесь может помочь своевременное вмешательство психолога.
Агрессивные дети требуют особого внимания и специальной работы с ними.
Целесообразно объединять их в группы по нескольку человек со спокойными и уступчивыми детьми, чтобы избежать постоянных ссор и конфликтов.
Очень важно-обучить детей, пребывающих почти в постоянном нервном напряжении, некоторым простейшим приемам саморасслабления.
На родительских собраниях воспитатель разъясняет проблему детской агрессивности и дает рекомендации по ее предупреждению. Родителям напоминают, что нельзя разрешать дошкольникам смотреть телевизор одним, без взрослых, нужно обязательно обсуждать с ними происходящее на экране, давать свои оценки.
Научить ребенка сочувствию, состраданию-очень важная задача, связанная с нравственным воспитанием, она требует от родителей сил и времени.
Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога,психолога и самих родит
елей.
Если же пренебречь проявлениями агрессивности в дошкольном возрасте, то она может стать основной формой самовыражения ребенка, его личностным качеством. И с ним придется жить его родителям, его придется терпеть учителям, сверстникам и всем окружающим.
Большой проблемой и для воспитателя, и для родителя, и для самого ребенка является детская агрессивность, которая, встречается сегодня все чаще.
Родители нередко жалуются: «Такой был хороший мальчик, а сейчас-драчун! В детском саду его только и ругают!» И такие жалобы обычно достаточно обоснованы. Дети, тихие и спокойные в семье, превращаются в драчунов и задир. Однако это вполне объяснимо. Если подобное «превращение» происходит почти сразу после поступления в детский сад, то,
вероятнее всего, это связано со срывом механизма адаптации ребенка, стрессом в новой обстановке, а главное-неумением общаться со сверстниками.
Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально приемлемыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками.
Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников, и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции. При этом на фоне недовольства, обиды нередко появляются и агрессивные действия : ребенок ломает чужие постройки, рвет рисунки, портит и разбрасывает игрушки, прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают. В этом случае требуется большая работа как воспитателя, так и
психолога. Воспитатель приглашает родителей на беседу, объясняет им ситуацию, играет с ребенком в их присутствии, включая родителей в эту игру. Он знакомит родителей с приблизительной тематикой игр, принятых в группе, предлагает им литературу для «проигрывания» сказок и рассказов,
рекомендует ежедневно играть с ребенком в игрушки, а также ролевые игры или хотя бы вести «ролевые игры» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
Когда малыш приходит из детского сада, родители должны интересоваться, во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
Воспитатель обучает ребенка игровым навыкам и вовлекает в общую игру, чтобы не допустить исключения ребенка из игры, воспитатель участвует в ней вместе с детьми, привлекая внимание к тому, что у ребенка получается.
Но подобные меры дают результат только в случае, если причиной агрессивного поведения является отсутствие игровых навыков.
Сложнее, если дети приносят агрессивную модель поведения из семьи, где она не только принята, но и в какой-то мере поощряется. Некоторые родители внушают ребенку, что нужно быть сильным, непобедимым, всегда давать сдачи в ответ на любую обиду. Такая позиция очень затрудняет работу с агрессивными детьми. Надо объяснять родителям, что коммуникативные навыки, умение общаться с людьми чрезвычайно важны для установления контакта со сверстниками. Умение понять другого человека, сопоставить его желания со своими планами и целями, способность представить чужие переживания и чувства требуют достаточно опыта общения. А неумение или нежелание родителей помочь формированию у ребенка подобного опыта постепенно приводит к проблемам не только в отношениях с детьми, но и в отношениях с собственными родителями. В возрасте 10-12лет и в подростковый период несформированность навыков социального общения приведет к отсутствию друзей, асоциальному поведению и агрессивному или пренебрежительному отношению к родителям. И тогда уже поздно будет что-нибудь исправлять доступными семье методами.
Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно-из-за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.
Если взрослому экранный «злодей» кажется смешным или гротескным, то дошкольник воспринимает его поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях жертв он вообще не задумывается.
Аналогичное влияние оказывают и игрушки, специально выпускаемые для игры по сюжетам распространенных зарубежных мультфильмов, «детских боевиков», «ужастиков».Дети дошкольного возраста,а уж тем более малыши 3-4лет,получив в свое распоряжение разнообразных «черепашек-ниндзя», «человека-паука», «терминаторов», «спайдерменов» и прочих подобных персонажей, автоматически используют их в игре, не осознавая, конечно, истинных мотивов их поступков.
В детских садах периодически возникает мода на такие игры именно из-за того, что кто-то из детей принес соответствующие игрушки. Педагог в этой ситуации не может полностью развенчать новых любимых героев в глазах детей. Единственное, что в его силах,-препятствовать появлению в группе этих игрушек, а если там имеется видеомагнитофон-не допускать просмотра импортных мультфильмов с агрессивным содержанием. Вместо этого лучше показывать более подходящие для детей отечественные мультфильмы, организовать их обсуждение, проигрывать отдельные эпизоды из них.
Артистическое мастерство воспитателя, его способность увлечь детей игрой, ненавязчивые разъяснения и обсуждение поступков действующих лиц, умение придумать продолжение сказки, истории-все это поможет отвлечь детей от воинственных игр и показать им возможность миролюбивых, добрых способов общения. Чем ярче и выразительнее буде добрый, положительный герой, тем больше он будет привлекать внимание и симпатии ребенка, и даже если не сможет полностью конкурировать с каким-нибудь «терминатором», то уж как минимум даст возможность сравнить их и задуматься над выбором модели поведения.
Со старшими детьми целесообразно обсуждать не только мультфильмы, но и книги, беседовать о том, почему герои поступают именно так, а не иначе. Воспитатель. читает детям предусмотренную программой художественную литературу, ненавязчиво беседует и сравнивает положительных и отрицательных героев, хорошо знакомых детям. Для обсуждения мотивов поведения героев, понимания их истинной или притворной доброты подходят популярные детские книги, начиная с «Азбуки» Л. Толстого, «Приключения Буратино» А. Толстого, историй о Мумми-Тролле Туве Янсон, книжек Астрид Линдгрен про Карлсона и Пеппи-Длинный Чулок и кончая рассказами Н. Носова и В,Драгунского. Очень хорошо, если есть возможность приобрести книгу Л. П. Стрелковой «Азбука эмоций», где специально подобраны соответствующие литературные произведения для дошкольников. В принципе с этой целью могут использоваться почти все сюжетные произведения, доступные пониманию детей 5-6лет и рекомендованные программой детского сада. Подобная работа в группе помогает детям научиться понимать других людей, цели и мотивы их действий, приучает их согласовывать свои желания и поступки с чужими, находить компромиссные решения и бесконфликтные способы поведения. Однако для некоторых детей с повышенной агрессивностью этого оказывается недостаточно.
Это относится, прежде всего, к детям аффективным, невротичным, упрямым,
особенно когда родители всеми силами стараются изменить «дурной характер» ребенка, не считаясь с особенностями его темперамента, и тем более когда они сами отличаются повышенной эмоциональностью и аффективностью, применяют к ребенку слишком строгие меры, в том числе физические наказания, унижают на глазах у других и т. п.
В результате одни дети «ломаются» и в конце концов подлаживаются к требованиям родителей, но при этом теряют к ним доверие и, жертвуя собственной индивидуальностью, превращаются в пассивных, чрезмерно осторожных, плаксивых детей со множеством невротических проявлений.
Другие, более физически и психически сильные и активные, вступают в конфликт не только с родителями, но и со всем белым светом, превращаясь в маленьких злюк, как бы мстящих за свои обиды всем окружающим.
Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию и представляют собой активный протест, проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.
Такие реакции сначала всегда избирательны, направлены на обидчика, в семье это могут быть конфликты с родителями, ревность к появившемуся второму ребенку. В детском саду это обычно не сложившиеся отношения с воспитателем, социальная изолированность, нарушение адаптации. Только при особенно неблагоприятном сочетании ошибок семейного воспитания и организации жизни ребенка в детском саду агрессивное поведение закрепляется и становится привычной формой реагирования на любые трудности, с которыми сталкивается ребенок. К счастью, это происходит не так уж часто. Здесь может помочь своевременное вмешательство психолога.
Агрессивные дети требуют особого внимания и специальной работы с ними.
Целесообразно объединять их в группы по нескольку человек со спокойными и уступчивыми детьми, чтобы избежать постоянных ссор и конфликтов.
Очень важно-обучить детей, пребывающих почти в постоянном нервном напряжении, некоторым простейшим приемам саморасслабления.
На родительских собраниях воспитатель разъясняет проблему детской агрессивности и дает рекомендации по ее предупреждению. Родителям напоминают, что нельзя разрешать дошкольникам смотреть телевизор одним, без взрослых, нужно обязательно обсуждать с ними происходящее на экране, давать свои оценки.
Научить ребенка сочувствию, состраданию-очень важная задача, связанная с нравственным воспитанием, она требует от родителей сил и времени.
Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает. Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога,психолога и самих родит
елей.
Если же пренебречь проявлениями агрессивности в дошкольном возрасте, то она может стать основной формой самовыражения ребенка, его личностным качеством. И с ним придется жить его родителям, его придется терпеть учителям, сверстникам и всем окружающим.