Ольга Клюшкина
Консультации по развитию мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 5
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольников»
Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Публикация «Консультации по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Не раз, встречаясь с выражением «мелкая моторика», подсознательно назревает вопрос, а что это такое на самом деле, и действительно это так важно, как об этом говорят. Мелкая моторика – это возможность человеком выполнять множество движений, при скоординированных действиях нервной и мышечной системы при выполнении мелких и точных действий кистями и пальцами рук.
В большинстве случаев к мелкой моторике относят почти все движения кистей и пальцев рук от самых простых до таких сложных, как письмо. Именно от уровня развития мелкой моторики зависит и почерк ребёнка.
В данный момент среди педагогов популярно изречение В. О, Сухомлинского: «Гениальность ребёнка на кончиках его пальцев». А почему именно кончики пальцев так важны и почему именно они определяют гениальность?
Хорошее развитие пальцев рук, это одновременно и хорошее развитие координатора действий «рука-глаз». Все процессы действий и движений пальцами рук происходит под управлением зрительного центра. А развивая мелкую моторику, через зрительный центр мы одновременно стимулируем и развитие зон отвечающих за речь ребёнка. При развитии мелкой моторики мы прямо развиваем умение действовать, одеваться, писать. А вот непрямое влияние мелкой моторики на ребёнка намного важнее, развивается память, речь, логическое мышление, умение анализировать, развивается фантазия, творческие способности.
Развитие мелкой моторики у ребёнка начинается с первых хватательных движений, которые делает малыш в жизни, но этого мало для того, что бы умело держать ручку в руках. Дети разного возраста должны играться разными по размеру игрушками для развития мелкой моторики. Чем дети становятся старше, чем мельче должны быть игрушки. Пазлы, мозаика, лего — великолепные тренажеры в развитии мелкой моторики и соответственно письма. При этом дети дошкольного возраста должны много рисовать. Для начала можно использовать раскраски, если ребёнок их любит, но со с временем нужно стимулировать ребёнка рисовать на разных по фактурах листах чистой бумаги.
Все это поможет развить мелкую моторику рук, но все занятия должны быть представлены детям как игра, иначе дети будут быстро уставать и отказываться выполнять упражнения.
На самом деле дети очень любопытны, и заинтересовать ребёнка очень легко. Особенно важно часто менять материал, с которым работает ребёнок. Сегодня он складывает пазлы, завтра рисует песком, в среду разлаживает мозаику, в пятницу лепит крупу на пластилин. Все просто и легко, главное чтобы ребёнку было интересно.
А чтобы облегчить подбор игр, можете воспользоваться некоторыми нашими советами.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
1 «Пальчиковые игры»
Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: В коре головного мозга существует отдельная область, отвечающая за действия каждого пальца, поэтому для получения результата нужно, что бы работали все пальцы рук.
2 «Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками»
Это самый доступный материал для игр с ребёнком в домашних условиях.
Бабушкины бусы, крупа на кухне, камешки с моря или щебень с дороги – все это легко отыскать без лишних финансовых вложений.
Можно предложить ребёнка рассортировать разные бусины, катать их между пальчиками. Угадывать с закрытыми глазами предметы. Можно нанизывать нить бусины. Все это простые доступные игры, которые помогут улучшить моторику рук.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: Все игры с мелкими предметами должны происходит под бдительным присмотром взрослого.
3 «Песочная терапия»
Игры с песков, особенно летом, это бескрайний простор для развития мелкой моторики и фантазии. Строим башни, зоопарк, замок для принцессы.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: При этом песок доступен не только летом. Возьмите коробку, выкрасите дно синим цветом, промойте и просушите песок. Поместите в песок небольшие игрушки животных, людей, транспорт, и целый мир для ребёнка и его развития создан. Пусть моделирует горы, колодцы, равнины и гаражи – все это поможет развитию ориентирования в пространстве, соотношению величин и форм.
4 «Рисование, аппликация, оригами, соленое тесто и пластилин»
Чем больше ребёнок рисует, тем лучше укрепляются его мышцы, ведь карандаш не только зрительно похож на ручку, карандаш требует нажатия — дополнительная стимуляция мышц пальцев рук, а также помогает развитию ориентирование в пределах листа, формирует зрительный контроль, развивает творчество, формирует умение выражать свои чувства. Оригами очень хорошее средство для развития памяти и логического мышления. Соленое тесто и пластилин помогают выучить формы предметов, формируют гибкость психики.
НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ: Не ограничивайте фантазию ребёнка, старайтесь, что бы ребёнок делал композиции, не ограничивайте его отображением единичных предметов.
5 «Шнуровка»
Сейчас в магазинах можно увидеть огромное количество разных шнуровок. Встречаются деревянные, поролоновые, картонные. Все они правнуки первых шнуровок разработанных М. Монтессори. Шнуровка прекрасно стимулирует развитие мелкой моторики, побуждая ребёнка создавать из шнуровки изображение, развивает фантазию, тактильные ощущения, логическое мышление.
Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно
ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями
положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.
Родители детей ознакомлены с технологией обучения детей штриховки, многие приобрели книги с образцами. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь штриховкой, стали более усидчивыми, аккуратными.
Таким образом, одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые обучаются пальчиковой гимнастике, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное - создается эмоциональный контакт между ними.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки.
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезны для развития пальцев рук такие виды деятельности, как аппликационная лепка, рисование, составление аппликаций, работа с ножницами, конструирование из мелких деталей, мозаика, работа со штампами. Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям – мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками. Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, то есть глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисти рук, заставляя напрягаться и расслабляться
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка
Приложение 5
Консультация для родителей на тему:
«Развитие мелкой моторики у детей»
В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью отдельных детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. В чем же причина такого положения?
Выявляется следующая закономерность: если у ребенка есть нарушения речи, то существуют и проблемы с моторикой. Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за образное и пространственное мышление, за концентрацию внимания, зрительную и двигательную память.
Отсюда следует, что стимулируя мелкую моторику руки, мы активизируем тем самым соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом! Высокий уровень развития мелкой моторики в старшем дошкольном возрасте однозначно свидетельствует о хорошем уровне интеллектуального развития и психологической готовности ребенка к школе.
Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Уважаемые родители!
Очень важно как можно раньше выявить и устранить нарушения мелкой моторики, чтобы в школе ребенок не испытывал трудностей ни в обучении, ни в общении. Чем раньше эта работа будет осуществляться с детьми, тем эффективнее будут результаты.
Для этого в работе с дошкольниками важно широко использовать различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, развивают пальчики, повышают работоспособность, дают мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки ребенка к школе, в частности, к письму. В процессе регулярного использования специальных упражнений у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, улучшается ориентировка на листе бумаги, развивается зрительная память, речь.
Ниже приведены 15 игр, упражнений, заданий на развитие мелкой моторики руки, которые вы можете использовать, занимаясь с детьми:
1. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Например, в банку с крупой опускают мелкую игрушку, и ребенок старается на ощупь ее отыскать и определить «что это?».
Например, опознание предметов, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный мешочек»).
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
Например, игры с грецким орехом: ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».
Всевозможные другие пальчиковые игры со стихами.
3. Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, «узоров-путаниц» и др.).
4. Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки» : ребенок сжимает резиновую игрушку – она издает звуки (например, резиновый ежик, использование мягкого эспандера для рук.
5. Работа с бумагой: складывание, вырезание, создание оригами, выполнение аппликации и др.
7. Игры с мозаикой, забавы с бусинками, пуговицами (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
8. Игры с сюрпризными моментами: игры-шнуровки, закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание /открывание замков.
9. Нанизывание на веревочку - бусин, пуговиц, даже макаронин.
10. Рисование (индивидуальный, совместный рисунок) :
• закрашивание и раскрашивание (при этом штрихи должны плотно прилегать друг к другу и не выходить за границы рисунка, а сам рисунок должен содержать множество мелких деталей);
• штриховка фигур, обведение по контуру;
• рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками;
• рисование с помощью трафаретов,
• рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу; ватой или воском с использованием разного вида красок (в том числе самодельных ( состав: гуашь, вода, чуть клея, чуть муки).
11. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д., либо выкладывает из них различные узоры).
12. Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья и т. п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
13. Пальчиковый театр и игры с мелкими предметами (пальчиковые игрушки бибабо, киндер-игрушками, бусинками, бисером, пробками).
Уважаемые родители!
Выбирайте игры и задания, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку, не допускайте его переутомления.
• В ходе игры старайтесь больше разговаривать с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки; сочиняйте сказки и истории.
• Старайтесь попробовать в течение определенного времени как можно больше различных игр на развитие мелкой моторики, но помните, что нельзя занимайтесь всем сразу.
• Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии.
• Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!
• Помните: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новым видом деятельности, новой информацией, нужно превратить обучение в игру; не забывайте поддерживать и хвалить ребенка за каждый успех!
• Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно, как в совместной деятельности взрослого (родителей) с ребенком, так и ребенком самостоятельно - только тогда будет достигнут наибольший эффект от проводимой работы.