Гольцева Оксана
Консультации для родителей «Игры со звуками и буквами»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
«Мама, почитай! Папа, почитай! Почитай, поиграй, бабушка!» - упрашивает шестилетний малыш домочадцев. А почему он не читает сам?
Родителям вполне под силу научить читать ребёнка 6 лет, если они будут делать это правильно. Идея успешного обучения в следующем: сначала нужно научить выделять звуки в слове, а потом – заменять звук буквой. Ясное, осознанное различение звуков и букв, знание законов перехода от звучащей речи к буквенной записи – это, конечно, дело школьного обучения. Но если ребёнок хотя бы интуитивно не ощущает, что слова «сложены» из звуков, учить его грамоте трудно.
Публикация «Консультации для родителей „Игры со звуками и буквами“» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Буквы. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Шестилетние дети чувствительны к звуковой ткани речи, поэтому не составит особого труда научить их слышать звуки, складывать их в слова. Главное – делать это, играя.
Но где же взять время? Оказывается, играть с ребё нком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая приёма у врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребёнок не выговаривает.
Вот самые простые игры со звуками. Спросите у ребё нка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?». Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»? В каких еще словах есть звук а?».
Подбирайте слова вместе с ребёнком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребёнок получает фант, за ошибку – отдает фант.
А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.
Еще сложнее: вместе с ребёнком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч» - «чемодан» - «нос» - «санки» - «игла» и т. д.
А как любят дети играть со Звукоедиком! Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т. д.». В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах : «сто (л)», «сту (л)», «тарелк (а)» и т. д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк. Играйте так до тех пор, пока ребёнок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех – пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук) : «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к, - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук, пусть ребенок зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук «т», удивитесь: «Разве здесь живет «кт»? Я думала, что здесь живет к-о-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если же ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое – то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите её и тяните второй звук «Ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?». Ребё нок угадывает: «Сыр».
Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребёнка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, покажите букву и скажите : «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы – «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». И еще – знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Если ребёнок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребё нку читать слоги: ла, лу, ло, лы.
Итак, вы научили ребёнка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова выясняйте, понимает ли ребёнок его смысл.
В заключение скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый Петрушка и т. д. У них всегда припасено много историй, сказок про звуки, которые откроют для ребят разнообразный и увлекательный мир слов, не дадут угаснуть детской любознательности, разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.