Марина Максимова
Консультация для родителей «Игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей № 1
«ИГРА – ЭТО СЕРЬЕЗНО»
«Каждый ребёнок хочет играть, то есть жить…»
Василий Белов
Для детей среднего дошкольного возраста игры, особенно сюжетно ролевые, могут стать при правильном руководстве одним из средств и источников понимания социальных отношений.
Публикация «Консультация для родителей „Игры“» размещена в разделах
В игре ребенок осваивает формы поведения и деятельность, еще недоступную ему в действительной жизни. Очень важно при этом побуждать детей выполнять такие роли, которые вызывают лучшие человеческие чувства, вводят детей в мир общественных отношений, основанных на началах дружбы, коллективизма и тем самым способствуют формированию нравственной, общественной направленности личности ребенка.
Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Учитывая это, важно усилить взаимосвязь игры и труда, который на ступени среднего дошкольного возраста качество изменяется. Важно, чтобы игра становилась в возможной мере подготовкой к труду.
Между тем условные действия в игре часто свернуты (как будто помыли посуду, как будто покормили собачку). В этом случае игра не оказывает положительного влияния на формирование трудовых навыков. Только в такой игре, где происходит подлинное слияние трудовой направленности ребенка. Поэтому так высоко мы ценим взаимосвязь игры и труда, где игра задает действие, а в процессе труда оно реализуется.
В игровых действиях и взаимоотношениях, в обращениях друг к другу, в интонациях, особенно когда дети изображают в игре близких им людей (маму, бабушку, воспитателя) искренне и естественно передаются добрые чувства. Мама ласково разговаривает с детьми, дети предупредительны к взрослым; они вежливо здороваются, приходя с куклами в гости к бабушке, заботливо предлагают место женщине с маленьким ребенком в автобусе. Важно, чтобы словесные выражения этих чувств, мимика, жесты, с которыми дети обращаются к маме, бабушке, другим взрослым, соответствовали их эмоциональному состоянию.
Осуществляя нравственное воспитание, педагог не должен упускать больших возможностей детской игры. Целесообразно ставить ребенка в определенные условия игровой ситуации. В играх ребенок отражает явления окружающей жизни, взаимоотношения между людьми в быту, в процессе трудовой и общественной деятельности. Игры расширяют кругозор ребенка, влияют на совершенствования его речи, на развитие воображения. В совместных играх крепнет дружба между детьми.
Содержание игр у детей средней группы разнообразно. Главное, что привлекает детей – это профессиональный труд взрослых, который они наблюдают – шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, музыкального работника, милиционера. Игры обогащаются яркими переживаниями, связанными с общенародными праздниками, радостными событиями в семье. В играх находят отражение и те впечатления, которые дети черпают при чтении им народных сказок, литературных произведений. Взаимоотношения взрослых и детей, их отношение к совей работе, цель труда становятся через игру источником развития моральных представлений ребенка.
Главным условием, помогающим сделать игры средством нравственного воспитания, является такое руководство ими, при котором содержание игр увлекает детей и детские взаимоотношения приобретают нравственно направленный характер.
Кукольный уголок в средней группе должен быть не хранилищем безымянных кукол, а мустом жительства дружной кукольной семьи, в которой каждая кукла имеет свое имя, свой характер. Тогда игры с куклами становятся средством воспитания добрых чувств.
Целенаправленные действия способствуют формированию привязанностей, заботливости. Воспитатель воздействует на чувства детей, вызывающих стремление подражать конкретному лицу, ставит их перед необходимостью выполнения определенных нравственных норм.
Постепенно, играя, дети усваивают правила дружной совместной игры, начинают понимать, что дружно играть – это значит бережно относиться к постройке товарищей, заступаться за тех, кого обижают, помогать другу, если у него возникло затруднение; уметь поддерживать замысел, хорошую инициативу сверстника, уметь уступать, вежливо попросить строительный материал или игрушку, соблюдать очередность. Эти правила взаимоотношений усваиваются в бытовых, строительных и подвижных играх.
В современных играх необходимо предупреждать трудности, которые возникают у детей, не умеющих вступать в контакты со сверстниками. Часто бывает так, что необщительный ребенок, остается в игре пассивным и более энергичный отстраняет его от активного участия в стройке, не дает игрушек.
Объединение робких детей с доброжелательными, справедливыми ребятами помогает застенчивым быстрее войти в коллектив, вызывает желание играть вместе с другими детьми.
Налаживание дружеских взаимоотношений – важное условие, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка в группе.
Ровное положение каждого, в группе играющих, создает благоприятные условия для всестороннего развития ребенка:
1. Он играет с уважением;
2. Охотно высказывает свои мысли по поводу развития замысла;
3. Не боится поспорить с товарищами, умеет отстоять свое мнение, привести доказательства в свою защиту;
4. При возникающих сомнениях обращается с вопросом к взрослым.
Если же у ребенка не сложились взаимопонимания с детьми, он все время будет думать о том, почему его не принимают в игру, отклоняют все его предложения, за что его не любят. Нередко при этом у детей возникает желание разрушить постройку, отнять игрушки или каким-то другим способом отомстить обидчикам, причинить им неприятность.
В играх возможны споры между детьми, которые иногда переходят в конфликты, ведь нравственный опыт детей еще не велик. Надо в этом случае занять правильную позицию. Следует иметь в виду, что основной причиной конфликта, как правило, является затруднение (неумение уступит друг другу). Найти выход из затруднительного положения дети часто сами не могут, поэтому им надо помочь. Но для этого надо знать хорошо своих воспитанников, уметь быстро установить причину конфликта, объективно и убедительно доказать детям справедливость требований одних и несправедливость других.
Постепенно надо учить детей разрешать самостоятельно возникающие споры. Можно дать совет, предложить понаблюдать.
Совершенствование умения определять цель общей игры и сотрудничать со сверстниками, тесно связано с расширениями общественных представлений детей. В развитии детских взаимоотношений большое значение имеют подвижные игры, спортивные игры, в которых к детям предъявляются четкие требования, помогающие сдерживать импульсивные побуждения.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что игра является основным видом деятельности дошкольников. Игра помогает детям духовно обогащаться, расширять знания об окружающем мире, развивать речь, интеллект, развивает трудолюбие, взаимопонимание, учит дружить, делиться, помогать, получать всестороннее развитие личности ребенка.
Консультация для родителей № 2
"Как играть с ребенком?"
"Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
Сухомлинский В. А.
Что такое игра? Какова значимость и важность игры в жизни и развитии ребенка? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить Вам, уважаемые родители. А также, дать Вам рекомендации и советы в выборе семейных игр с ребенком.
Детство — это не только самая счастливая и беззаботная пора в жизни человека, это пора становления будущей личности. Поэтому так важны для ребенка умные, полезныеигры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни.
Игра — это ведущий вид деятельности ребенка. В игре развиваются все психические процессы (память, мышление, творческие способности и т. д.). Огромное влияние играоказывает на умственное развитие, речевое развитие, физическое развитие. То есть, игра способствует гармоничному развитию личности ребенка.
Для любого ребенка игра — способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. И с самых ранних лет жизни надо ставить ребенка в такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.
Казалось бы, что интересного может быть в привычном до мелочей доме, однако при определенном энтузиазме можно превратить домашние игры в самые увлекательные и желанные для вашего ребенка. Итак, во что можно поиграть дома?
Игры нашего детства.
"Холодно-горячо"
Самая распространенная и очень интересная игра, когда один участник прячет определенный предмет в доме, а второй его ищет, руководствуясь подсказками. Направлять можно по мере удаления или приближения к объекту, говоря "холодно" или "горячо" соответственно. Задействуйте свои актерские способности, придав словам "прохладно" и "ты не замерз?" нужную интонацию. Еще более интересной станет игра, если спрятать не только сам предмет, но и подсказки. Сначала находится первая подсказка, где может быть рисунок или указатель верного направления, затем вторая и т. д. Попробуйте так же спрятать сюрприз — ребенок будет в восторге!
"Крокодил"
Особенно интересно, если участвуют несколько человек. Загадывается слово, а затем разыгрывается пантомима с целью донести до участников его смысл. Одним из вариантов игры является словесное представление загаданного предмета и его применения без прямого указания нужного слова.
Игры на внимание, развитие воображения, фантазии.
"Историческое путешествие"
Разместите по квартире разные предметы и дайте им определенные названия. Например, миска — это море, подушка — горы, а большой надувной матрас — пустыня Гоби. Расскажите ребенку историю, где он является главным героем, а затем отправляйтесь в путешествие, проходя дремучие леса в виде ряда стульев и покоряя вершину мягкого Эвереста. В качестве героя-путешественника можно взять машинку или куклу, а также разнообразить игру, нарисовав самую настоящую карту сокровищ с указанием нужного маршрута.
Ролевые игры
"Дочки-матери наоборот"
Дети обожают ролевые игры. Они обыгрывают ситуации, взятые из жизни, что имеет и познавательный и развивающий характер. Но есть небольшие различия в восприятии ролевой игры в раннем и в дошкольном возрасте.
Ребенок в раннем возрасте просто копирует поведение взрослого и для него ролевая игра — это в большей мерой действие, а не сама роль, как такова. Игрушки же — лишь вещи, заменяющие те, которые используют взрослые. Поэтому, если Вы будете играть с ребенком во врача, то не требуйте от него слишком многого. Он будет Вас проверять, лечить, но вживаться в роль он, ни в коем случае, не будет. Если же ребенок старше, то действия для него уже не будут столь важны. Главное — распределить роли и прожить то, с чем сталкиваются ежедневно взрослые.
Отличная ролевая игра для детей любого возраста — "дочки-матери" наоборот. Вы должны будете сыграть дочку или сына, а Ваше чадо — родителя. Это отличная возможность для вас побывать на месте друг друга. Вы можете капризничать и баловаться. Ребенок же в свою очередь узнает, что Вы чувствуете, когда он сам не слушается. Таким образом, дети будут лучше Вас понимать, а возможно у них еще и появится интерес к домашним делам!
Игра на развитие творческих способностей, мелкой моторики.
"Сделай красоту!"
Выдайте ребенку различные предметы: пуговицы, ракушки, лоскуты, оберточную бумагу, пенопласт, бусины, картон, клей, пластилин. Предложите создать из всего этого что-то очень красивое. Не вмешивайтесь в работу: ни советов, ни идей. Помогайте лишь крепить, держать, вырезать, сгибать.
Игры на развитие внимания, сообразительности.
"Птица — не птица"
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал — топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха — это кто?"
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Прилетали птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки -
и спасибо шутке!
Игра "Третий лишний"
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Детям 3-5 лет условия более простые.
Например: Взрослый говорит три слова — сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона — птицы, а лиса — нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.
Еще примеры для младших дошкольников:
- молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобное. Но молоко и сок пьют, а хлеб кушают.
- машина, лошадь, трамвай;
- шапка, платок, сапоги;
- роза, береза, ёлка.
Для детей 5-7 лет задания усложняются:
- дождь, снег, река;
- врач, турист, шофер;
- тень, солнце, планета;
- мороз, вьюга, январь;
- камень, глина, стекло;
- дверь, ковер, окно;
- море, река, бассейн.
Можно еще долго говорить о разных играх, но главное для Вас — прислушиваться к интересам и потребностям своего ребенка, понимать, что ему уже интересно, а к чему его еще стоит приобщить. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным родителем и прекрасным другом! А что еще нужно?.
Консультация для родителей №3
«Игра как средство умственного развития дошкольника и роль сюжетно-ролевой игры в этом возрасте»
Ранее наши дети, поступая в школу, в основном не умели писать, читать, знали буквы и базовый счет. Этим навыкам детей обучали в школе, и они от этого совсем не страдали. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Родители как можно раньше хотят начать обучение. В результате дошкольное воспитание превращено в первую ступень обучения школы. Несмотря на призывы дошкольных педагогов сохранить детство, беспокойство о том, что ребенок пойдет в школу не подготовленным становится главной целью родителей. Эта тенденция оказывается неоправданной – и ведет за собой социальные последствия, которые трудно впоследствии предсказать. Ведь особенностью психологии детей дошкольного возраста (до 7 лет) является не способность к целенаправленной и осознанной учебной деятельности. В настоящее время, в связи с принятием нового Закона об образовании, разработан и принят Федеральный Государственный образовательный Стандарт начального Общего Образования, где в «Общих положениях» строго указан:
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
В связи с этими требованиями игре в детском саду опять возвращается приоритетное значение.
Для развития ребенка важна чрезвычайно именно игра. В ней, у детей развивается образному мышлению, способность к воображению. Игра играет огромную роль для развития целостной личности ребенка. Примеривая на себя в игре различные образы, обыгрывая поступки людей, дети проникаются целями и чувствами, сопереживают им, а это означает развитие у него начало нравственности, человеческих «социальных» эмоций. Советский педагог В. А. Сухомлинский обозначил, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Огромное влияние оказывает игра и на детское развитие способности устанавливать контакты с окружающими людьми. В обшей игре с товарищами дети приобретают опыт взаимодействия, учится объяснять свои намерения и действия, согласовывают их друг с другом.
Психологические исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать совместную жизнь с другими людьми.
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения,складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми : - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Основными особенностями сюжетно – ролевой игры являются :
1. Соблюдение правил.
Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно – ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой сути игры.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям общественной жизни, к людям, к вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
2. Социальный мотив игр.
Социальный мотив закладывается в сюжетно – ролевой игре. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношение игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он это может сделать, - это пойти в школу.
3. В сюжетно – ролевой игре идёт эмоциональное развитие.
Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё недоступны. А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, самих её истоках имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи дошкольника часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по – правде». Но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни. Ребё нок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку – куклу, водитель серьёзно озабочен тем, удаётся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено.
Сюжетно – ролевая игра – это школа чувств, в ней формируется эмоциональный мир малыша.
4. В ходе сюжетно – ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
Развитие замысла сюжетно – ролевой игры связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. У детей дошкольного возраста возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Вследствие чего и замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время овладевают их воображением. Некоторые игры («в моряков», «лётчиков», «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. При это наблюдается не повторение одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Так, во время «морского путешествия» то один, то другой участник игры придумывал новые интересные эпизоды: водолазы опускались на дно моря и находили сокровища, в жарких странах ловили львов и отвозили в зоопарк, в Антарктиде кормили белых медведей. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни. Уже в конце третьего и на четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать эпизоды из сказок, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем (на четвёртом и пятом году жизни) у детей новые впечатления включаются в старые любимые игры.
Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
5. Развитие речи
В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связаны с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.