Вера Овсиенко
Консультации для педагогов «Особенности лексики у детей с ЗПР»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, а так же системное нарушение всех сторон речи.
Как отмечает З. Тржесоглава, импрессивная речь детей характеризуется недостаточностью дифференциации речевого восприятия, речевых звуков, не различением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие стереотипов, аграмматизмов.
Публикация «Консультации для педагогов „Особенности лексики у детей с ЗПР“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
(Н. Ю. Борякова, Г. И. Жаренкова, А. Д. Кошелева, Е. В. Мальцева, Б. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.)
Во многих случаях картина речевых нарушений свидетельствует о задержке речевого развития. Таким образом, особенности речи у детей с ЗПР характеризуется нарушением речи как системы. Своеобразие речи отражает недоразвитие, как эмоционально - волевой сферы, так и познавательной деятельности. Можно сделать вывод о том, что симптоматика и механизмы речевых нарушений у детей с ЗПР являются неоднородными. (У. В. Ульенковой, Т. А. Стрекаловой, И. Н. Брокане)
Особенности лексики у детей с ЗПР.
Развитие лексики в онтогенезе осуществляется в направлении расширения объема словаря и уточнения значений слов, в процессе развития ребенка обогащается его словарь, значение слова развивается, меняет свою структуру. Характерной чертой словаря детей с ЗПР является его бедность и неточность.
Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представления об окружающей действительности. Исследование знаний и представлений об окружающем мере дошкольников с ЗПР проведенное С. Г. Шевченко, выявило бедность и значительное их своеобразие.
Так, большинство детей с ЗПР имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей, называют несущественные второстепенные сведения. Дети с ЗПР затрудняются в определении последовательности времен года, названии наиболее характерных признаков. Они смешивали понятия время года и месяц.
В связи с ограниченностью знаний и представлений об окружающем мире в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Неточность употребления слов, и замены по семантическим признакам (вместо рамы - окно, конверт-письмо, клевать-есть, платье-одежда, платье-воротник, поливает-выливает, вышивает - шьет). В словаре детей с ЗПР преобладают существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи детей используются прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов.
Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями. Процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обобщать на основе выделения существенных признаков предметов. Уровень овладения обобщающими понятиями характеризует процесс формирования семантических полей, лексической системности. Следует отметить, что обобщающие слова уже имеются в импрессивной речи детей, однако они еще не перешли в активный словарь. В активном словаре преобладают слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения. У детей данной категории отмечаются и трудности актуализации словаря, недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием.
Во многих случаях наблюдалось противоположное явление, когда дети употребляют то или иное слово, но не соотносят его с определенным значением. Так, дети называли журавля аистом или цаплей, грача-вороной, галкой, сорокой, соловья - скворцом. Вероятно, дети слышали название этих птиц, но не усвоили, чем отличаются эти птицы друг от друга.
Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. По данным Е. В. Мальцевой, детей с ЗПР в большей мере затрудняет подбор синонимов, чем антонимов.
Дети с ЗПР хорошо подбирают антонимы к знакомым словам: большой - маленький, холодный — горячий. Большие трудности выявляются при подборе антонимов к малознакомым редко употребляемым прилагательным, глаголам. В этих случаях дети допускают большое количество ошибок: использование неправильного слова, либо исходного слова с частицей НЕ (сторожить - не сторожить). Употребляют слова другой части речи (горе - печальный).
Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющихся в неточности употребления слов, несформированность обобщающих понятий, недоразвитие антонимических и синонимических средств языка.