Юлия Лобанова
Консультации для педагогов «Игры малышей с водой»
▼ Скачать + Заказать документы
Что они развивают.
Занятия и игры с водой не ставят задачу вырастить будущего Эйнштейна. Но именно в этих играх реализуется ребёнок.
Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особенный естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребёнка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким условием.
Публикация «Консультации для педагогов „Игры малышей с водой“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей. Но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучив свойства такого универсального материала как вода. Любому ребёнку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!
Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств ребёнка.
Вода – самая доступная игра для детей.
Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.
Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребёнка, поднять эмоциональный настрой. Всё это создаёт благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.
Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение ёмкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей младших групп такие игры являются, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Воспитатели могут использовать воду в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. В этом случае игры и манипуляции с водой можно назвать психопрофилактическими адаптационными играми.
Для малыша, ещё слабо владеющего речью, ёмкость с водой становится своеобразным театром одного актёра, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребёнка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, успешности, происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Это ведёт и к сокращению сроков психофизической адаптации.
Все игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз – рука». Это также является показателями общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Но главное – малыши получают первый опыт рефлексии (самоанализа).
Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приёмы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей).
Всё это, конечно, составляет основу логико-математического развития естественнонаучных представлений. Математическое развитие, например, происходит благодаря наливанию равных количеств воды в сосуд разной формы (это способ подвести ребёнка к пониманию сохранения количества, исследованию того, как много воды потребуется, чтобы наполнить водой большую и маленькую ёмкость и т. д.).
Развитие естественно – научных представлений происходит благодаря экспериментированию и наблюдениям типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?», осуществлению изменений вроде добавления красителя в воду, классификации плавающих и тонущих предметов и тому подобное.
Игры с водой – это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребёнка. Только в этом случае ребёнок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблюдения и личного опыта, высказывать суждения.
Знакомясь с многообразными свойствами воды, ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.
Итак, игры малышей с водой…
В чём же состоит их особая ценность для развития ребёнка?
- они существенно усиливают желание ребёнка узнавать что – то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;
- развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;
- способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;
- совершенствуют предметно – игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно – ролевую игру, развивают навыки социального партнёрства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные качества;
- помогают ребёнку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнёра, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;
- создают благоприятную основу для развития эмоционально – чувственной сферы ребёнка.
Как мы видим, возможности воды для развития ребёнка безграничны.
Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» даёт несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.
А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.