Оксана Гайдукова
Консультации для педагогов «Роль общения в работе педагога»
"Роль общения в работе педагога"
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагогов в вопросах общения.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с составляющими общения.
2. Показать, как работает эффект проекции.
3. Дать возможность педагогам попрактиковаться в навыках коммуникации.
Оборудование: листы бумаги, ручки.
Участники: педагоги ДОУ
Публикация «Консультации для педагогов „Роль общения в работе педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ход консультации:
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на консультации. Наша с вами работа предполагает постоянный контакт с родителями, детьми, коллегами. И в том, какой это будет контакт, во многом зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в этом принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Но прежде чем говорить о навыках общения, давайте определимся, что такое общение. Что для вас общение? (ответы педагогов).
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. И конечно же навыкам общения человеку необходимо обучаться всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не только по книгам и советам знающих людей. Поэтому на наших с вами занятиях мы будем отрабатывать эти навыки общения в разных формах работы и в разных ситуациях.
В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению, какая у нас мимика, жесты.
В психологии выделяют три составляющих общения : интерактивное, перцептивное, коммуникативное.
Так перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения.
Что мешает объективному восприятию друг друга:
- эффект ореола – это преобладание какого-то обычно сильного впечатления о человеке, которое переносится на всю его личность;
- эффект первичности – первая информация о человеке становится самой важной, она определяет отношение ко всем его поступкам;
- эффект последней информации – последние сведения о человеке может перечеркнуть прежнее отношение к нему;
- эффект проецирования – проявляется в склонности людей приписывать другим свои собственные установки, эмоции, качества.
Упражнение на проекцию: «Два ежика в тумане».
Описание: Психолог предлагает педагогам ответить на несколько вопросов и записать ответы на листике бумаги.
Вопросы:
• Запишите Ваше самое любимое с детства животное, зверь?
• Запишите 3-5 ключевых качеств, свойств Вашего любимого животного, за что Вы его так любите?
• Запишите животное, которое Вам не нравится, вызывает страх или отвращение?
• Запишите 3-5 ключевых качеств, свойств Вашего не любимого животного, за что Вы его так не любите?
После того, как педагоги записали ответы на все вопросы психолог, предлагает им присвоить эти качества себе, начиная со слов «Я…»
Коммуникативная составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями – это то, что мы говорим.
Интерактивная сторона заключается в обмене не только информацией, но и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения.
Общаясь, каждый человек преследует определённую цель. Поэтому общение всегда ориентировано на конкретный результат, и как правило, связано с деятельностью, направленной на её достижение. И в этой деятельности в зависимости от того, достигнуто было взаимопонимание или нет, люди могут создавать отношения сотрудничества или соперничества.
Обсуждение ситуаций.
1. Воспитателю нужно сказать родителю, что необходимо нарисовать рисунок для конкурса, так чтобы был результат.
2. Ребёнок ходит в детский сад в неопрятно виде. Воспитателю нужно сказать об этом родителю так, чтобы не застыдить его и добиться желаемого.
3. Родители приводят ребёнка поздно в детский сад, тем самым ребёнок пропускает занятия. Вам необходимо провести беседу с родителями, так чтобы был результат. Что вы им скажете?
В конце нашей консультации, мне хочется сказать, что люди своим поведением, поступками, эмоциями оказывают влияние на окружающих. Всё идёт по цепочке. Это важно запомнить. Потому, что от того как вы строите своё общение с окружающими, во многом зависит, то как они ответят вам.
"Общение педагога с ребенком"
Цель: повышение социально-психологической компетентности педагога и развитие их способности эффективно взаимодействовать с воспитанниками.
Задачи:
• акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками;
• научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
• Показать значение индивидуального восприятия и его влияние на коммуникативный процесс;
• Способствовать улучшению коммуникации между педагогами
Ход семинара:
Уважаемые коллеги! Тема нашей сегодняшней встречи посвящена общению педагога с ребёнком. Что вообще такое педагогическое общение для вас? (педагоги дают свои варианты ответов)
Педагогическое общение - система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создание благоприятного для их психического развития микроклимат.
Существует три модели, характеризующие отношения взрослого и ребёнка.
Модели, характеризующие отношения взрослого и ребёнка
Модель «невмешательство в жизнь ребёнка»
• Соответствует либерально-попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае, занимает позицию наблюдателя, и между ним и ребёнком происходит эмоциональный разрыв.
Учебно-дисциплинарная модель
• Соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец.
Личностно-ориентированная модель
• Взрослый не подгоняет развитие ребёнка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищённости, доверия к миру и радости существования.
Давайте попробуем с вами определить каким образом каждая из этих моделей будет влиять на развитие личности ребёнка и к чему это может привести в коллективе. (Педагоги дают свои ответы).
А сейчас я предлагаю вам немного побыть детьми. Вспомните себя в детстве.
Упражнение «Передай чувство»
Цели: создать тёплую атмосферу в группе; проанализировать, какую роль играет прикосновение к ребёнку в педагогической деятельности.
Участники группы сидят в кругу с закрытыми глазами. Психолог прикасается к одному из педагогов так, чтобы он почувствовал лёгкое ласковое прикосновение. Получивший это ощущение старается передать его дальше по кругу. В конце «чувство» возвращается к психологу. Далее можно послать «пренебрежительное прикосновение».
Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник. Педагоги определяют, какую роль играет прикосновение в общении с детьми.
Игра «Ручеёк»
Цели: провокация переживаний, связанных с оцениванием; анализ эмоционального восприятия положительной и отрицательной оценок; найти и сформировать способы, удерживающие педагога и ребёнка в контакте и помогающие преодолению барьера.
Материалы: карточки с фразами (карточки педагоги заполняли самостоятельно за день до занятия).
Участники выстраиваются в 2 шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге психолог раздаёт карточки со словами, которые обычно говорят ребёнку, когда им довольны, другой- карточки со словами, когда ребёнком недовольны.
Психолог даё т инструкцию: «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо». Психолог проводит каждого по коридору.
Проводится обсуждение. Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова
А сейчас, давайте попробуем, составить правила общения педагога с ребёнком.
Правила общения :
1. Разговаривая с ребёнком, находиться на одном уровне с ребёнком «Глаза в глаза».
2. Не унижать ребёнка и не стыдить.
3. Проявлять педагогический такт.
4. Отслеживать свои эмоции и уметь ими управлять.
А сейчас я предлагаю вам разобрать педагогические ситуации :
Ситуация 1. Ребёнок 5 лет, бегает по группе. Воспитатель делает ему замечание, не сходя с места. Ребёнок не реагирует. Воспитатель теряет терпение подходит к этому ребё нку дергает его за руку и произносит такие слова: «Сейчас вылетишь от сюда!». (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Ситуация 2. За обедом. Воспитатель говорит ребё нку: «Почему ты не ешь эту курицу? Надо съесть! Не реви над этой курицей». (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Ситуация 3. На занятии. Воспитатель: «Я тебе уже 200 раз повторяла. Сколько можно объяснять!» (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
Ситуация 4. Воспитатель: «Посмотрите какой Никита у нас неряха» (Что педагог сделал неправильно и как он должен был поступить в этой ситуации).
"Первые дни ребенка в детском саду"
Цель: повышение педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к условиям ДОУ и эмоционального благополучия детей в детском саду.
Задачи:
• Представить теоретическую информацию об особенностях адаптации детей и эмоционального благополучия в ДОУ.
• Профилактика дезадаптации воспитанников к ДОУ.
• Обучение конструктивным способам общения с детьми.
• Сплочение педагогического коллектива.
Оборудование: мяч, коробка с теннисными мячами, презентация.
Ход семинара-практикума:
Психолог:Здравствуйте уважаемые коллеги! Я очень рада Вас всех видеть на сегодняшнем семинаре. И посвящён он будет, как вы уже наверно догадались, адаптации детей к ДОУ. Многие из Вас уже начали принимать детей в группу. Поэтому давайте начнём наш семинар с того, что поделимся своими чувствами, мыслями, наблюдениями об этом процессе.
Упражнение «Передай мяч»
Цель: отреагирование актуальных эмоций.
Описание: Педагоги передают по кругу мяч и делятся своими мыслями, чувствами, наблюдениями, трудностями на начальном этапе адаптации.
Психолог: Спасибо за ваши искренние ответы. (Здесь психолог может обобщить сказанное воспитателями. Поддержать педагогов.)
Мини-лекция: «Адаптация к детскому саду».
Психолог: Что же такое адаптация? Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в нашем случае – это привыкание ребёнка к детскому саду.
Психолог: Выделяется три степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. При тяжелой степени адаптации дети реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Это наиболее неблагоприятный вариант. При этом поведение ребё нка характеризуется следующим образом:
• Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей).
• Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым.
• Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.
Психолог:При среднем течение адаптации - дети часто болеют в детском саду. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. Поведение ребё нка характеризуется с следующим образом:
• Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений.
• Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия.
• На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
Психолог:Дети с лёгкой степенью адаптации посещают детский садбез особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко. Поведение ребенка характеризуется следующим образом:
• Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо.
• Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается.
• Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи.
• Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются.
• Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение.
• Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Психолог:Мы с вами перечислили, как ведёт себя ребёнок с разной степенью адаптации и, как вы видите у каждого ребёнка этот процесс,проходит по-своему, и наша задача сделать так, чтобы адаптация пошла как можно легче. С чем сталкивается ребёнок, когда приходит в детский сад? Давайте, подумаем с вами вместе.
Упражнение «Теннисные мячи»
Цель: прочувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.
Описание:Психолог достаёт из коробки по одному теннисному мячу, а задача воспитателей назвать, что осложняет процесс адаптации.
После этого на слайде выводится перечень трудностей, и психолог ещё раз их зачитывает.
• Незнакомая обстановка;
• Отсутствие мамы;
• Новый режим дня;
• Незнакомые мальчики и девочки;
• Незнакомый взрослый (воспитатель);
• Недостаточное речевое развитие;
• Не готовность мамы отдать ребёнка в детский сад;
• Недостаточно развиты навыки самообслуживания и т. д.
Далее психолог предлагает педагогам передать все эти мячи по кругу не уронив. (Задачу можно усложнить и передавать их держа одной рукой прижав к себе).После этого психолог предлагает педагогам высказаться было ли сложно передать мячи, что они чувствовали в этот момент?
Психолог:Это упражнение наглядно показывает нам, как сложно ребёнку в период адаптации. Что можем мы с вами с делать для того, чтобы это процесс прошёл как можно легче? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам разделиться на две группы. Первая группа будет составлять список рекомендаций по работе с родителями в адаптационный период, а вторая группа – по работе с детьми. В конце мы всё это с вами обсудим. (воспитатели выполняют задание).
Психолог: Вижу все закончили. Сейчас предлагаю одному представителю из каждой группы представить свои рекомендации. (воспитатели выполняют задание).
• Установить доверительный контакт с родителями. Этот пункт очень важен, так как маленький ребёнок контактирует с окружающем миром через маму. Если мама доверяет воспитателю, то и ребёнок будет проявлять это доверие.
• В общение с детьми необходимо быть доброжелательными, терпимыми, называть ребёнка ласковым именем, как дома.
• Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
• Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т. д.).
• При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
• Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
• Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
• Использование игр на сближение детей друг с другом.
Психолог: Наэтомнаш семинар подходит к концу. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказался. Был ли наш семинар для вас полезен, что вы для себя поняли. (Воспитатели передают по кругу мяч и высказываются).
Психолог: Большое всем спасибо, что вы пришли на данное мероприятие и принимали в нём активное участие. В конце нашего семинара мне бы хотела раздать вам на группы картотеки: «Игры с детьми в адаптационный период».(Психолог раздаёт картотеки).