Светлана Жибарева
Конструктивные изменения и инновационные преобразования в организации РППС ДОУ, связанные с реализацией ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Конструктивные изменения и инновационные преобразования в организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ, связанные с реализацией ФГОС ДО.
2 слайд.
Современный детский сад – пространство развития ребёнка.
3-4-5 слайд.
Открывая двери детского сада ребёнок сразу погружается в развивающую среду начиная, с коридоров, холлов и раздевальных комнат.
6 слайд
Для наших детей детский сад –
это жизнь, в которой всё по-настоящему:
Публикация «Конструктивные изменения и инновационные преобразования в организации Рппс ДОУ, связанные с реализацией ФГОС ДО» размещена в разделах
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
это мир тепла, добра и красоты;
Для наших родителей –
это второй дом для их малышей;
мудрый помощник и единомышленник;
Для наших педагогов –
это очень интересная и
ответственная работа.
Ещё в древности философ Жан Жак Руссо одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности.
Советский педагог Е. И. Тихеева считала: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
7 слайд
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, основном документе по которому дошкольные образовательные учреждения работают. В пункте 3.3. 3 мы читаем следующее:
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей.
8 слайд
В пункте 3.3. 4 мы читаем следующее:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
1. Содержательно-насыщенной;
2. Трансформируемой;
3. Полифункциональной;
4. Вариативной;
5. Доступной;
6. Безопасной.
В соответствии со Стандартом предметная среда должна обеспечивать и гарантировать открытость системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. Конкретное содержание РППС зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами ООП.
9 слайд
Программа нашего учреждения составлена с учётом примерной основной образовательной программой дошкольного образования одобренной решением федерального учебно-методического объединения, по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г.). Содержание образовательной работы выстраивается на основе: авторской комплексной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а для групп компенсирующей направленности составлена адаптированная программа коррекционно-развивающей работы на основе авторских программ Л. В. Лопатиной, Н. В. Нищевой.
Авторы всех ООП учитывают особенности современных детей, поэтому формируемая в программе РППС позволяет ребёнку быть в её центре в прямом и переносном смысле.
Авторский коллектив под редакцией Вераксы не предъявляет особых требований оснащению РППС, помимо требований, обозначенных в Стандарте. Главное в РППС должно быть : здоровьесберегающий компонент, эстетическая привлекательность, насыщенность, хорошо разграниченные зоны, динамичность и легко сменяемость, доступность для наблюдений, проведение опытов и экспериментов.
10 слайд
Один из разработчиков ФГОС ДО Асмолов Александр Григорьевич провозгласил «детоцентризм» в качестве основного подхода к формированию РППС в условиях ФГОС ДО. Его рекомендации по созданию РППС в условиях детоцентризма:
ребёнок — субъект образовательного процесса (он сам выбирает игрушки и материалы, виды деятельности, партнёров, продолжительность и интенсивность игр и занятий).
РППС должна соответствовать требованиям ФГОС ДО в целом, и ДОО, в частности.
11 слайд
Принципы построения развивающей среды в условиях ДОО (по А. Г. Асмолову и В. А. Петровскому) :
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии:
Условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенка;
Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя.
12 слайд
2. Принцип активности:
Активность у детей и проявления активности взрослых. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.
13 слайд
3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а также обеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия. Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. Без замены элементов РППС интерес ребёнка к ним постепенно угаснет. Оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС. И только тогда мы вырастим почемучек, что по задумкам ФГОС является главной целью.
14 слайд
4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть.
Необходимы зоны для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами способствующими отдыху.
Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство.
15 слайд
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Важно разместить в интерьере не громоздкие а, простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.
16 слайд
6. Принцип открытости — закрытости.
Открытость Природе — такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация в группе центров природы
Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.
Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.
Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка и его эмоционального благополучия.
17 слайд
7. Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
18 слайд
Моделирование РППС в процессе коррекционно-развивающей работы и при организации инклюзивной практики в ДОО.
Объектом коррекционной работы является личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательная, соматическая, интеллектуально-речевая сферы).
В основе формирования РППС лежит принцип вариативности — привлечение разных специалистов в соответствии с психосоциальными особенностями ребё нка и обеспечение его развития всеми необходимыми дидактическими материалами:
те, которые используются специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором ФИЗО и др.) в соответствии с требованиями реализуемой коррекционной программы;
те, которые носят универсальный характер воздействия на ребёнка, то есть обеспечивают необходимый уровень зрительной, слуховой, осязательной, вестибулярной и двигательной нагрузки.
следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
19 слайд
1 модуль «Коррекция и развитие психомоторных функций»
2 модуль «Коррекция эмоциональной сферы»
3 модуль «Развитие познавательной деятельности»
4 модуль «Формирование высших психических функций»
5 модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Среда должна содействовать реализации индивидуального образовательного маршрута каждого воспитанника с ОВЗ. При создании условий для инклюзивного образования необходим подбор тренажёров и пособий с учётом диагноза ребёнка (игрушки с ограниченной дистанций действия, ручные тренажёры и экспандеры, мягкие конструкторы и т. д.).
20 слайд
Независимо, на каких группах мы работаем на компенсирующих или общеразвивающих необходимо, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды и тогда мы реализуем ключевой лозунг Асмолова А. Г.
«Развиваться, развиваться и ещё раз развиваться» и педагогам и детям и самой развивающей среде.