Людмила Мелик-Гусейнова
Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте
Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам необходимость развития мыслительных, аналитических и творческих способностей у детей. Образовательное техническое конструирование является тем видом деятельности, который в полном объеме отвечает комплексу педагогических задач по обучению, развитию и воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС ДО и позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей развития ребёнка.
Публикация «Конструктивно-модельная деятельность в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте, когда ребёнок уже способен предварительно обдумывать постройку, создавать её план, подбирать материал, использовать элементарные знания законов физики (зависимость устойчивости фигуры от ее формы, распределение веса детали и т. п., определять последовательность выполнения действий у детей возникает особый интерес к техническому конструированию, обусловленный психофизическими возрастными особенностями.
В технической конструктивно – модельной деятельности дети в основном отображают реальные объекты действительности, а также свои ассоциации с образами из мира чужих фантазий (кино, мультик или сказка) или своих. При этом они создают модель с основными структурными и функциональными признаками этих объектов.
Мир конструктора разнообразен, и место в нем есть не только широко известному современному «Лего», или классическому деревянному строительному набору. Алгоритм ознакомления с любым из них будет одинаковым.
1. Знакомство с деталями конструктора и их названиями, цветом, формой, величиной, материалами из которых он изготовлен. Стадия ознакомления. Проводится работа по технике безопасного использования.
2. Изучение способов крепления. Техника безопасности соединения-разъединения деталей, хранения конструктора. Стадия манипулирования.
3. Создание простейших конструкций и моделей. Стадия элементарного моделирования.
4. Обучение «чтению» схем, чертежей и рисунков. Стадия подражания и копирования.
5. Создание конструкций и моделей по схемам, чертежам и рисункам. Стадия целенаправленного конструирования и программирования.
6. Самостоятельное конструирование и моделирование. Стадия творческого конструирования, моделирования и программирования.
В своей работе по обучению дошкольников техническому конструированию использую несколько видов образовательного конструирования : по образцу, по модели, по условиям, по чертежами и схемам, по теме, по замыслу, каркасное конструирование.
Например, на примере конструкторов.
Самостоятельным видом технического конструирования является конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.
Возможности таких конструкторов стремятся к бесконечности, то есть предлагают такое количество вариантов конструкций, которое только способен придумать педагог и ребенок. Он не ограничивают воображение ребенка и называются конструкторы без параметров.
Например, представленные конструкторы. Показать конструкторы.
Конструкторы с определенными параметрами деталей и креплений не столь вариативны. Однако, не стоит приуменьшать ценность этих конструкторов, где конструирование носит сугубо репродуктивный характер. В такой деятельности выбалтываются навыки деятельности по определённому алгоритму, происходит осмысление и выстраивание логических цепочек на основе аналогий, синтезируются знания из различных предметных областей с установлением причинно-следственных связей, самостоятельно определяется эффективность использования технологических стратегий. Одной из главных ценностью этого вида конструирования в старшем дошкольном возрасте является возможность развития у детей понятийного и абстрактного мышления. В процессе обучения педагогом с использованием технических терминов и понятий, создаются предпосылки для приобретения способности производить зрительный анализ модели, не прибегая к реальному расчленению и прогнозировать возможный результат.
Вам достаточно немного времени, чтобы оценить имеющиеся детали по форме, величине, способу возможного крепления для того, чтобы сопоставить имеющийся арсенал деталей с имеющимся образом проекта и ответить для себя возможно или нет практически реализовать его на практике.
Например, посмотрите на детали и скажите возможно ли с помощью имеющихся деталей собрать корабль. Объясните, почему да или нет.
В младшем возрасте зачастую используется показ способа действия, то в старшем возрасте приемы обучения конструированию носит поисковый характер, например, как добиться устойчивости поделки.
В старшем дошкольном возрасте нами применяется частичный показ способа крепления деталей в сочетании с постановкой задачи.
Например, в этом конструкторе все детали скрепляются по принципу вставить выступающую часть в углубление, вот так. Вы показываете ребенку детали и полностью комментируете процесс скрепления деталей. Теперь попробуй сам собрать из него машину.
Анализ и оценка работы детей и готовой конструкции тоже является эффективным приёмом обучения и помогает определить правильность выполнения задания, причину ошибки и способ ее исправления. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям первоначальной задачи и выполняла свое назначение.
При определении содержания образовательной деятельности следует опираться на имеющийся опыт детей, постоянно усложняя учебные задания, развивая способность самостоятельно решать посильные конструктивные задачи.
Нужно напомнить, что обучение конструированию проходит на базовых наборах, а закрепление и развитие имеющихся навыков на тематических конструкторах. Алгоритм знакомства с любым конструктором будет одинаковый из классической педагогики.
Конструкторы – это уникальная для дошкольного образования среда для формирования инженерно-технических навыков, а также, и универсальное средство развития ребёнка, с помощью которого в процессе занимательной игры он может получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.
Имея сформированное представление и интерес к конструированию и моделированию, дети смогут найти достойное применение своим знаниям и талантам на последующих ступенях обучения.