Ирина Жаворонкова
Конструктивная деятельность детей с ОВЗ с использованием логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ОВЗ - это дети с разными нарушениями развития: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Основными педагогическими задачами реабилитации детей :
- развитие мелкой моторики;
- развитие внимания;
- развитие речи;
- развитие мышления.
Публикация «Конструктивная деятельность детей с ОВЗ с использованием логических блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Для решения данных задач в своей работе я использую «Логические блоки Дьёныша». Логические блоки представляют собой эталоны форм – это объемные геометрические фигуры.
Блоки можно использовать :
- в подвижных играх;
- настольно-печатных играх;
- в сюжетно-ролевых играх.
Использование пособия «Логические блоки Дьёнеша» для работы с детьми дошкольного возраста с ТНР обусловлено особенностями данной категории детей и большим потенциалом в работе с пособием для решения ряда коррекционных задач. Применение его возможно на коррекционных занятиях психолога, дефектолога, воспитателей, индивидуальных и групповых занятиях коррекционно - развивающего обучения.
Мыслительная деятельность детей дошкольного возраста с ТНР характеризуется выраженным отставанием вербального вида мышления (словесно-логического) и большей сохранностью невербального (наглядно-действенного, наглядно-образного).
Кроме того, у детей с ТНР отмечается сниженная познавательная активность. Они плохо сосредоточиваются на условии задания, не могут мобилизовать себя при его выполнении. Также следует подчеркнуть такие характеристики мышления дошкольников как его поверхностность, сниженную продуктивность, направленность на случайные признаки, замедленное протекание мыслительных процессов.
Вместе с тем можно выделить те сохранные функции мыслительной деятельности детей, на которые следует опираться при построении коррекционной работы.
К ним относятся:
1. высокая восприимчивость к помощи, способность осуществлять перенос усвоенного принципа решения задачи на аналогичные задания;
2. наибольшая сохранность наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного, что определяет их способность к принятию помощи в виде смысловых опор;
3. развитая игровая мотивация, которая позволяет в условиях психического насыщения преодолеть желание прекратить работу, способствует ее завершению в полном объеме.
Логические блоки Дьенеша позволяют работать с материалом, предъявляемым в наглядной форме, производить планомерный переход от внешних действий с предметами к действиям в умственном плане, строить занятия в игровой занимательной форме, использовать разную степень сложности заданий и дозированную помощь
Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ позволяет решать следующие группы задач:
Образовательные:
- закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
- накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
- совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
- формирование основ алгоритмического мышления.
Развивающие:
- совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;
Воспитательные:
- воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.
Игровые занятия с блоками Дьенеша можно начинать уже с младшими дошкольниками — детьми четвёртого года жизни. Вначале педагог просто знакомит их с пособием — даёт перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними. Далее воспитанникам предлагаются простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь синие предметы или рассортировать их по размеру. На первом этапе воспитанники оперируют только одним свойством (например, цвет, на следующем же осваивают уже 2, а затем 3 и 4 свойства.
Задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:
1) Умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
2)Тренировка способности сравнивать две и более детали по их признакам.
3)Развитие умения проводить классификацию и делать обобщения.
4)Формирование способности к совершению логических операций, построению алгоритмов.
Чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.
Формы применения развивающей технологии логические блоки Дьенеша в работе с детьми с ОВЗ.
Организовывать работу с логическими блоками с «особенными» детьми можно в разных формах.
I. В первую очередь, это занятия по развитию элементарных математических представлений (РЭМП).
Чаще всего манипуляции с комплектом Дьенеша включаются в содержание занятий по РЭМП. Педагог предлагает детям различные задания с использованием блоков, в ходе которых они закрепляют основные сенсорные понятия, такие как, форма, размер, цвет, количество, развивают такие мыслительные операции как анализ, синтез, знакомятся с кодированием и декодированием. Учатся сравнивать, обобщать. Чаще всего эти задания и упражнения вписываются в план, разработанный для определённого занятия.
II. Развитие речи – моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные занятия, включающие несколько видов деятельности.
Моделирование сказок на занятиях по развитию речи для детей с ОВЗ.
Используя блоки Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи. С помощью блоков моделируют сказки. Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Что является неотъемлемой частью работы по развитию речи у детей с ОВЗ. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки. За основу можно брать известные, простые в изложении русские народные сказки.
Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша.
Подобным образом можно обыгрывать такие сказки как «Колобок», «Теремок», «Репка».
III. Игры.
Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры в свободной деятельности.
IV. Конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.
V. Физкультминутки и динамические паузы на занятиях и в совместной деятельности для детей с ОВЗ.
Развивающие блоки Дьенеша могут использоваться и для проведения физкультминуток. Можно организовать серию подвижных игр с их использованием. Здесь, последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек.