Наталья Николаевна Ощепкова
Конструкт занятия по рисованию по мокрому листу «Зимний лес» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимний лес».
Возрастная группа: дети дошкольного возраста 5-6 лет.
Форма ООД: изобразительная деятельность по развитию навыков нетрадиционного рисования в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Форма организации: подгрупповая.
Учебно- методический комплект:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. – 352 с.
Публикация «Конструкт занятия по рисованию по мокрому листу „Зимний лес“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Рисование
- Зимние деревья, пейзаж. Рисование
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Рисование «по-мокрому» и «по-сырому»
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Цвет творчества. Парциальная программа художественно – эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2019. – 160 с., цв. ил.
Средства:
Наглядные –картины И. И. Шишкина «Зима», «Зима в лесу», «Зимний пейзаж», демонстративный рисунок «Зимний лес» .
Музыкальные – магнитофон, П. И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» из цикла «Времена года», звуки природы.
Коммуникативные – интонационное обыгрывание речи, эмоциональная вовлеченность.
Литературные – использование художественного слова: стихотворение. С. Зайцик «Снежинка»; пальчиковая гимнастика «Зима»; физкультминутка «Зимняя прогулка».
Оборудование:демонстрационная доска, мольберт, акварельная бумага, акварельные краски, гуашь, подставки под кисти, кисть тонкая, широкая кисть на каждого ребенка, салфетки, вода, палитры, корзинка с снежинками,
Цель: создание условий для развития изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования – рисования по мокрому листу.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение отражать в рисунке впечатления от зимы, передавать ее колорит в работах детей.
2. Совершенствовать технику рисования акварельными красками: умение рисовать деревья, используя разные цвета и приемы работать кистью.
3. Совершенствовать умение изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования (рисование по мокрому листу).
4. Повторить понятие «пейзаж», вспомнить работы художника И. И Шишкина.
Развивающие:
1. Развивать умение соотносить объект с действительности
2. Развивать творческие способности.
3. Развивать внимание и сенсорное восприятие.
4. Развивать художественно – технические навыки.
Воспитательные:
1. Формировать желание работать в коллективе, помогать друг-другу.
2. Воспитывать интерес к красивым явлениям природы,желание передавать в рисунке свои впечатления.
3. Создавать теплую эмоциональную атмосферу.
4. Воспитывать самостоятельность,активность, инициативу.
Предварительная работа: знакомство с понятием «пейзаж», художественными картинами И. И. Шишкина, иллюстрациями пейзажей, изображающие «зимний лес». Беседа: «Зима», наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Планируемый результат:
1. Ребенок демонстрирует достаточный уровень технической грамотности:
- стремится к качественному выполнению работы;
- успешно подбирает цвета, подходящие к работе;
- знает свойства акварели и использует знания на практике;
- успешно применяет в работе нетрадиционные техники рисования.
2. Ребенок способен к созданию нового рисунка.
3. Ребенок высказывает предпочтения, ассоциации; стремится к самовыражению впечатлений; эмоционально – эстетически откликается на проявление прекрасного.
4. Проявляет интерес к занятиям изобразительным искусством по собственной инициативе.
5. Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенную технику (использование нетрадиционного материала в рисовании).
6. Проявляет творческую активность и самостоятельность; склонен к интеграции видов деятельности.
7. Проявляется способность к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию.
Этапы совместной деятельности Содержание деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению планируемых результатов Планируемый результат
Актуализация знаний или Мотивационный
- актуализация имеющихся знаний.
- побуждение к деятельности, эмоциональный настрой Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить сегодня на прогулку в зимний лес. Возьмемся все за руки и идем друг за другом, под ногами хрустит снег «скрип- скрип, скрип- скрип». Вот мы с вами и пришли в зимний лес. Какая здесь тишина, воздух какой свежий, а деревья какие красивые стоят одетые в белые шубы.
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам корзину, но она не простая, а с сюрпризом. Как вы думаете, что может лежать в корзине?
- Нет, вы не угадали. Я прочитаю вам стихотворение, вы его внимательно послушайте, и сразу догадаетесь, что лежит в корзине.
Снежинка упала ко мне на ладошку,
Ее я согрею дыханьем немножко
Снежинка, ты в прядки решила играть?
Тебя на ладошке моей не видать.
Включает аудиозапись «Звуки природы».
Заинтересовывает детей в дальнейшей деятельности.
Создает положительный эмоциональный фон.
Вовлекает в слушание.
Воспитатель читает стихотворение. С. Зайчик.
Дети здороваются.
Улыбаются.
Дети отвечают на вопрос.
Дети слушают воспитателя и товарищей
Дети слушают стихотворение
Дети настроены на дальнейшую деятельность: эмоционально вовлечены в ситуацию.
Воспитатель:
- Правильно, это разные снежинки. Возьмите их и рассмотрите, какие они разные.
Как вы думаете, какое сейчас временя года?
-Правильно зима. Назовите, пожалуйста, другие признаки зимы.
- А вам нравится зима? Чем? Воспитатель задает вопросы. Дети отвечают на вопросы:
- снег,
-холодно, птицы улетели на юг,
-исчезли насекомые и т. д. Дети вовлечены в разговор, вспоминают признаки осени.
Воспитатель:
- Мне, например, нравиться ходить по снегу и слушать как он хрустит. Воспитатель выражает свое мнение Дети слушают мнение воспитателя Дети вспоминают признаки зимы.
Учатся выражать свое мнение.
Воспитатель:
- Ребята, скоро закончится зима и наступит, новое время года? Какое? А как нам сохранить красоту осенней природы? Воспитатель задает вопрос Дети отвечают: нарисовать осень. Дети вовлечены в деятельность.
Целеполагание
Планирование деятельности или Организационный
включение детей в целеполагание Воспитатель:
- Вы хотите побыть немного волшебниками и нарисовать зимний пейзаж. Согласны? Тогда отправляемся в творческую мастерскую. Вводит элемент новизны.
Акцентирует внимание детей
Дети отвечают на вопросы: соглашаются стать волшебниками.
Дети вовлечены в тему занятия.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним: мы уже знаем, что такое «пейзаж». Пейзаж-это художественное произведение, изображающее виды природы.
Мы с вами знакомы с творчеством русских художников. Вспомните, фамилию художника, который нарисовал эти картины : «Зима», «Зима в лесу», «Зимний лес», «Зимний пейзаж»?
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Воспитатель показывает картины И. И. Шишкин. Отвечают на вопросы воспитателя.
Проявляют любознательность.
Рассматривают, вспоминают картины И. И. Шишкина.
Закрепление понятия «пейзаж».
Запоминание фамилии русского художника И. И. Шишкин. его картин.
Воспитатель:
- Ребята, прежде чем мы начнем рисовать, назовите, какие деревья есть на территории нашего детского сада.
- Давайте с вами рассмотрим деревья.
- Все ли листья на деревьях?
- Какие по форме могут быть деревья?
Воспитатель предлагает вспомнить деревья родного края, участка детского сада.
Воспитатель демонстрирует деревья.
Задает вопросы.
Помогает детям настроиться на предстоящую работу.
Дети вспоминают деревья, расположенные на участке детского сада.
Дети рассматривают деревья. Отвечают на вопросы:
-Листьев зимой не бывает, только на елке иголки бывают ;
-По форме деревья могут быть круглые, овальные, треугольные.
Закрепление названий растений родного края;
Закрепление понятий: большой и маленький.
Закрепление понятия о форме предмета, определение формы (круг, овал, треугольник)
Воспитатель:
Прежде чем приступить к рисованию нужно подготовить наши пальчики.
Проведем пальчиковую гимнастику «Зима»
Снег ложится на дома,
(руки разводим в стороны. Ладонями вниз)
Улицы и крыши.
(руки домиком)
Тихо к нам идет зима,
(палец к губам. «Идем»)
Мы ее не слышим…
(руки за уши)
Воспитатель:
- Ребята, кто хочет сам провести гимнастику?
Воспитатель приглашает детей встать около стульчиков; проговаривает текст пальчиковой гимнастики.
Воспитатель стимулирует инициативу детей.
Слушают воспитателя и выполняют действия.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику под руководством ребенка группы.
Подготовка кисти к деятельности.
Ребенок проявляет самостоятельностьорганизует друзей для проведения пальчиковой гимнастики.
Организация совместных действий Воспитатель:
-Ребята, перед вами на столах акварельные листы, палитра, вода, акварель, гуашь и кисти разного размера. Прежде чем рисовать зимний пейзаж, мы с вами сделаем фон.
Скажите мне, какие цвета красок, вы будете использовать?
Мы с вами уже знаем, что цвета бывают холодные и теплые. Какие холодные цвета можно использовать при рисовании фона? Какие теплые цвета можно использовать при рисовании фона?
Слушают воспитателя.
Дети отвечают:
-коричневый, голубой.
Холодные цвета: голубой, серый.
Теплые цвета: желтый, розовый.
Дети вспоминают цветовую палитру, холодные и теплые цвета.
Воспитатель:
Берем палитру. Набираем на толстую кисть много воды и капельку краски. Нам надо хорошо намочить свой лист с помощью толстой кисти.
Воспитатель:
Затем на мокрой бумаге толстой кистью нарисуем ствол дерева. Посмотрите на рисунок «Расположение деревьев в лесу».
Деревья на листе бумаги можно располагать по-разному: полукругом на горке; одно-два дерева на переднем плане. Обратите внимание на рисунок.
-Затем берем тонкую кисть, рисуем крону дерева. Дети «Крона» - это новое слово, оно означает все ветви дерева вместе. Посмотрите на рисунок «Крона дерева».
Крону дерева, напоминаю, нужно рисовать одним слитным движением руки.
Наблюдает за детьми во время выполнения задания.
Воспитатель демонстрирует рисунок «Расположение деревьев в лесу».
Вводит в словарный состав детей новое слово «Крона».
Воспитатель демонстрирует рисунок «Крона дерева».
Выполняют задание в соответствии с установленными правилами. Рисуют фон пейзажа.
Дети рассматривают рисунок.
Дети рисуют стволы деревьев.
Слушают воспитателя, рассматривают рисунок.
Дети рисуют крону деревьев.
Используют изобразительные материалы согласно собственному замыслу работы.
Умение выполнять рисунок по образцу.
Расширение словарного словаря детей.
Умение выполнять рисунок по образцу.
Воспитатель: Дети вы не устали? Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Зимняя прогулка»
Весь засыпан зимний лес, (Плавно повернулись вправо, повернулись влево разводим руками.)
Здесь по снегу скачет заяц. (Прыгаем.)
Там синичек села стайка. (Машем руками как крыльями.)
Здесь лисичка за кустом. (Приседаем смотрим в право в лево.)
Там в дупле бельчонка дом. (Дети встают садятся по местам.)
Воспитатель приглашает детей выйти из-за стола и пройти в зону отдыха.
Воспитатель проводит физкультминутку. Дети проходят в зону отдыха
Выполняют движения, согласованные со строчками стихотворения.
Снято мышечное напряжение.
Воспитатель:
Прошу пройти к своим рабочим местам.
Ребята, продолжаем свою работу. Сейчас я вам покажу фокус. Посмотрите, я накладываю на лист синею краску, а затем сверху наношу белую краску.
Какой цвет получился?
Давайте попробуем смешать в палитре желтую и красную краску и получить оранжевую.
Воспитатель демонстрирует способ смешивания двух красок.
Дети смотрят «фокус по смешиванию красок», демонстрируемый воспитателем.
Дети отвечают:
-голубой цвет.
Дети смешивают краску синюю и белую в палитре, получают голубую краску. Усвоение навыка смешивания красок (синей и белой) и получение нового цвета.
Воспитатель:
Снег на деревьях будем рисовать методом «примакивания». Берем кисть, макаем в краску, затем «примакиваем» на листе бумаге.
Снег может располагаться под деревьями и в воздухе. Прошу вас нарисовать. Воспитатель демонстрирует способ примакивания.
Дети смотрят на действия воспитателя.
Дети рисуют снег методом примакивания Изучение детьми техники примакивания.
Использование техники примакивания детьми.
Самоконтроль
Рефлексия Воспитатель: Готово. Какие замечательные работы у нас получились.
Теперь, давайте рассмотрим ваши работы. Приглашаю вас встать полукругом перед столами посмотреть работы друзей.
- Посмотрите, какие у вас получились пейзажи?
-Кто нарисовал четыре дерева? (Поднимите руки). А кто нарисовал пять деревьев?
- Понравилось ли вам рисовать?
- Что вам больше всего понравилось в нашей работе?
А что у вас получилось лучше всего?
Что было труднее всего?
Стимулирует к совместному обсуждению совершенной деятельности.
Выражает искреннее восхищение.
Проявляет своё отношение, уважение к детским высказываниям.
Задает вопросы на счет.
Задает вопросы. Стимулирует к ответу, внимательно слушает каждого ребенка. Делятся своими мнениями, высказывают свою точку зрения, слушают друг друга.
Рассматривают рисунки, считают деревья на рисунке.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Испытывают удовлетворение от выполненной работы.
Анализируют занятие.
В ответах опираются на собственный опыт.
Анализируют свою работу.
Повторяют устный счет.
Выражают собственные мысли. Учатся высказывать свое мнение.
Заключительный или Анализ
Открытость:
-способность переключить детей с продуктивной деятельности в игровую Воспитатель:
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии?
- Получилось передать образ зимнего леса?
Ребята, сегодня вы все потрудились на славу.
А теперь, подождем немножко, пока наши работы высохнут, и мы сможем вместе начать оформлять нашу выставку.
-Ребята снежинки передали вам подарок, это дидактическая игра «Бродилка»
Задает детям вопросы, побуждая детей анализировать свои действия.
Воспитатель демонстрирует игру.
Делятся впечатлениями.
Слушают друг друга.
Отвечают на вопросы.
Дети подходят к столу и играют в дидактическую игру.
Анализируют собственную работу.
Проявляют интерес к работам сверстников.
Испытывают положительные эмоции.