НАТАЛЬЯ ИВАНОВА
Конструкт ООД (ФЭМП) для детей старшей группы «В гостях у сказки «Теремок»
КОНСТРУКТ по ФЭМП
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми (НОД)
Тема: В гостях у сказки «Теремок».
Возрастная группа : старшая, дети шестого года жизни
Форма НОД: формирование элементарных математических представлений
Форма организации: групповая, индивидуальная
Учебно-методический комплект: собственная разработка на основе ФГОС ДО
Публикация «Конструкт ООД (ФЭМП) для детей старшей группы „В гостях у сказки „Теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика - Синтез, 2015.
Используемая литература:
В. П. Новикова «Математика в детском саду. 5-6 лет» М. : «Мозаика – Синтез» 2015г
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. - М. : Ювента, 2014
Т. А. Фалькович «Формирование математических представлений». М: «ВАКО», 2007
Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада : моногр. / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015
Интернет-ресурсы
Наглядные: набор цифр 1 – 10,числовые карточки (раздаточный материал, настольный театр «Теремок», иллюстрации к задачам, картинки на временные отношения, игра «Расшифруй фигуру», игра «Составь фигуру из счётных палочек», счётные палочки
Литературные: задачки в стихах, русская народная сказка «Теремок», физминутка в стихах.
Цель занятия: Закрепление у детей математических знаний, умений и навыков.
Задачи:
1. Образовательные:
- систематизировать знания о числах и цифрах от 1 до 10;
- формировать временные отношения;
- закрепить представления о геометрических фигурах и их свойствах.
2. Развивающие:
- развивать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление;
- развивать воображение, математическую речь.
- развивать умение осуществлять самоконтроль выполненной работы.
3. Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, активность, аккуратность, дисциплину;
- формировать потребность считаться с мнением товарищей, справедливо решать спорные вопросы, умение отстаивать своё мнение (доказательно, обоснованно, уважение друг к другу;
- укреплять интерес к совместной деятельности, требующей умственного напряжения и интеллектуального усилия.
Этап
деятельности Деятельность педагога Деятельность
детей Планируемый
результат
I Вводная часть
Мотивация на совместную деятельность
Объявление темы Педагог создает эмоциональный настрой.
Вы проснуться все успели? А теперь вперед, за дело.
Будьте все внимательны, а еще старательны.
Математика нас ждет.
Создает игровую ситуацию.
Сегодня на занятии мы отправимся в гости к русской народной сказке «Теремок». Будем её рассказывать, и помогать её героям выполнять разные задания. Вы готовы? Тогда приготовьте свои ушки и глазки. Сказка начинается…
Обращает внимание на экспозицию теремка в поле (настольный театр). Дети внимательно слушают педагога.
Дети заинтересовываются предложением воспитателя
Дети обращают внимание на теремок Проявляют заинтересованность, настраиваются на общение и совместную деятельность.
Готовность к совместным действиям.
II Основная часть
Художественное слово
Выкладывание числового ряда
Игра «Соседи чисел»
Самостоятельная деятельность
Упражнение «Числовые карточки»
Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю, мышка бежит.
У дверей остановилась и пищит:
«Кто – кто в теремочке живёт,
Кто – кто в невысоком живёт?»
А волшебный голос из теремка отвечает :
«Теремок откроет дверь тому, кто выполнит все мои задания».
Задание 1
А для того чтобы выполнить задания достаньте своих помощников – цифры. Разложите перед собой числовой ряд. Не забудьте, что цифры строятся слева направо.
А для того, чтобы теремок открыл дверь Мышке, нужно выполнить следующее задание
Педагог обращает внимание на доску, там домики в окнах, которых есть недостающие цифры.
В этих домиках живут цифры. Они смотрят на вас из своих окошечек. Но не все соседи дома. Среди чисел на столе найдите недостающего соседа и поднимите вверх.
Одного ребенка вызывает к доске для выполнения задания.
Вы всё правильно сделали, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нём жить.
Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю, лягушка бежит.
У дверей остановилась и кричит:
«Кто – кто в теремочке живёт,
Кто – кто в невысоком живёт?»
«Я Мышка – норушка, а ты кто?»
«А я Лягушка – квакушка! Пусти меня в теремок».
А волшебный голос из теремка опять говорит :
«Теремок откроет дверь тому, кто выполнит все мои задания».
Задание 2
А задание такое. Перед вами на столах лежит по пять числовых карточек. Посчитайте, сколько предметов на каждой карточке и поставьте рядом соответствующую цифру.
Педагог проверяет у детей правильность выполнения задания. Индивидуально задаёт вопросы о количестве предметов.
Вы молодцы, поэтому двери открылись и для лягушки.
Вошла лягушка в теремок и стали они жить с мышкой вдвоём.
Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю, зайчик бежит.
У дверей остановился и кричит:
«Кто – кто в теремочке живёт,
Кто – кто в невысоком живёт?»
«Я Мышка – норушка.»
«Я Лягушка – квакушка! А ты кто?»
А я зайчик – побегайчик! Пустите меня в теремок».
А волшебный голос из теремка опять говорит :
«Теремок откроет дверь тому, кто выполнит все мои задания».
Задание 3
Раз, два, три, четыре пять! Задачи будем весело решать!
Кто первый сосчитает, то руку с цифрой поднимает!
А теперь давайте решим весёлые задачки. Для этого нам понадобятся счётные палочки. Ещё раз напоминаю, что одна счётная палочка обозначает один предмет.
Педагог задает задачку, используя иллюстрации. Индивидуально спрашивает ответ.
1. У Коли и Марины четыре апельсина.
Из них у брата было три. А сколько у сестры? (1)
2. В мышином царстве весело
Здесь мышки веселятся.
Серых мышек пять
И рыжих три резвятся. Сколько всего мышек? (8)
3. Стала Маша рисовать восемь шариков в тетрадь.
А потом она один стёрла ластиком своим.
Маша растерялась. Сколько же осталось? (6)
4. В парке маленький Антошка нашёл девять желудей.
Один бросила в ладошки бабушка ему скорей.
Сколько стало желудей в ладошке у нашего Антошки? (10)
5. 9 ловких утят в заводи купались,
Трое к утке спешат. Сколько в воде остались? (6)
Умницы! И для зайчик двери открылись.
Забежал зайка в теремок и стали они жить втроём. Живут, веселятся и делают весёлую гимнастику. А мы их научим новой Внимательно слушают педагога.
Дети выкладывают на столах числовой ряд.
Обращают внимание на домики.
Дети находят соседей чисел.
Один ребёнок индивидуально выполняет задание на доске.
Дети самостоятельно за столами выполняют задание.
Индивидуально отвечают на вопрос.
Дети слушают, решают задачи, используя счётные палочки. Индивидуально отвечают на вопрос.
Умение выкладывать числовой ряд.
Знание цифр.
Знание предыдущего и последующего числа.
Индивидуальная работа.
Развитие памяти и внимания.
Умение соотносить цифру с количеством.
Умение анализировать полученную информацию и применять на практике.
Умение решать задачи с помощью счётных палочек
Художественное слово
Физкультурная минутка. Проводит физическую разминку.
Мы считали и решали и немножечко устали.
А сейчас отдохнём и опять считать начнём!
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
А на шесть - на место сесть. Дети слушают, выходят из-за столов.
Выполняют движения по тексту.
Распределение внимания во время игры.
Вовлечение в совместную двигательную активность.
Загадки про времена года.
Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю, лисичка бежит.
У дверей остановилась и кричит:
«Кто – кто в теремочке живёт,
Кто – кто в невысоком живёт?»
«Я Мышка – норушка.»
«Я Лягушка – квакушка!
«Я зайчик - побегайчик! А ты кто?»
А я лисичка - сестричка! Пустите меня в теремок».
А волшебный голос из теремка опять говорит :
«Теремок откроет дверь тому, кто выполнит все мои задания».
Задание 4
Отгадайте загадки.
1. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.
Когда это бывает?
2. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает.
Когда это бывает?
3. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет.
Когда это бывает?
4. Солнце печёт, липа цветёт, рожь поспевает.
Когда это бывает?
Какое время года? Какое будет за ним? А за весной?. Сколько всего времён года?
Друг за дружкой чередой мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ. А сестра наоборот –
Спать немедленно зовёт? (День и ночь)
Сколько в сутках частей? Какая часть суток перед ночью? После утра? После вечера?
Молодцы! Открылись двери и для лисички – сестрички. Вошла она в теремок и стали они жить вчетвером.
Слушают загадку, отгадывают.
Дети отвечают на вопросы педагога. Знание временных отношений.
Игра «Расшифруй
фигуру»
Словесная игра «Отвечай – ка» Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю, волк бежит.
У дверей остановился и кричит:
«Кто – кто в теремочке живёт,
Кто – кто в невысоком живёт?»
«Я Мышка – норушка.»
«Я Лягушка – квакушка!
«Я зайчик - побегайчик!»
«Я лисичка - сестричка! А ты кто?»
А я волчок – серый бочок! Пустите меня в теремок».
А волшебный голос из теремка опять говорит :
«Теремок откроет дверь тому, кто выполнит все мои задания».
Задание 5
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Расшифруй фигуру». На ваших столах лежат различные геометрические фигуры. Посмотрите на карточку и определите, какая фигура здесь зашифрована.
Педагог показывает карточку со знаками – символами.
Вы большие молодцы. Разгадали все фигуры.
Забежал волчок в теремок и стали они жить впятером.
А чтобы их развеселить поиграем в игру «Отвечай-ка!» будьте внимательны. Отвечать нужно быстро и только одним словом «Да» или «Нет»
- в пустом стакане есть орехи?
- снег идёт летом?
- воскресенье наступает после субботы?
- суп едят вилкой?
- кошка боится мышку?
- апрель – весенний месяц?
- дерево выше, чем куст?
- морковь бывает синяя?
- речка шире ручейка?
- мама старше бабушки?
- берлога медведя на ветке?
Дети обращают внимание на знаки – символы и определяют, какая фигура зашифрована. Находят эту фигуру.
Дети внимательно слушают и быстро отвечают на вопрос.
Знание геометрических фигур и их свойств.
Развитие мелкой моторики.
Развитие памяти и внимания, логического мышления.
Практическая деятельность
Работа со счётными палочками
Упражнение «Постой домик из счётных палочек» Стоит в поле теремок – теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю, полю, волк бежит.
У дверей остановился и кричит:
«Кто – кто в теремочке живёт,
Кто – кто в невысоком живёт?»
«Я Мышка – норушка.»
«Я Лягушка – квакушка!
«Я зайчик - побегайчик!»
«Я лисичка - сестричка!»
«Я волчок – серый бочок! А ты кто?»
А я медведь! Пустите и меня в теремок».
А волшебный голос из теремка ему и говорит :
«Да что ты, медведь, посмотри на себя какой ты огромный. В теремок ты не войдёшь, придётся тебе рядом дом строить, а все тебе помогут!»
Принялись медведь со зверями себе дом строить.
Задание 5
А вы постройте домики из счётных палочек
Дети выполняют практическую работу самостоятельно.
Знание признаков геометрических фигур.
Самостоятельная деятельность
III
Заключительная часть
Итог деятельности
Рефлексия Педагог собирает детей около себя.
-Какие вы ребятки, молодцы! Справились со всеми заданиями! А вам понравилось наше занятие? А какое задание было самое интересное?
А теперь предлагаю улыбнуться и подарить улыбку своим друзьям! Дети собираются около педагога. Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.
Умение оценивать результат своей работы,
Готовность рассказать о полученных эмоциях, опыте сверстникам и взрослым.