Людмила Ушенина
Конструкт НОД по речевому развитию «Дикие животные. Звуки [ш]-[ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №12 «Белочка»
с корпусом №2 «Соболек»
Конструкт НОД речевое развитие
Тема «Дикие животные. Звуки Ш - Ж»
Возрастная группа : старшая группа (5-6 лет)
Форма организации: подгрупповая
Публикация «Конструкт НОД по речевому развитию „Дикие животные, Звуки [ш]-[ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Цель: развитие интеллектуальных способностей, совершенствование познавательных и речевых процессов детей с ОНР и ЗПР старшего дошкольного возраста по средствам использования развивающих игр Воскобовича.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Закрепление звуков Ш и Ж в словах и предложениях.
- Актуализация знаний детей по теме «Дикие животные»
- Совершенствовать грамматический строй речи, слоговую структуру.
Коррекционно - развивающие :
- Развитие фонематических процессов, умение выделять заданный звук (Ш) в словах;
- Развивать речевое общение, умение строить диалог;
- развивать мелкую моторику, координацию обеих рук;
- развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;
- Развивать правильное речевое дыхание, четкость дикции, чувство ритма.
- Развивать грамматические категории через упражнения в согласовании слов в предложениях, фразах.
- развитие умения правильно строить свои высказывания и фразы.
Коррекционно - воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятию, через использование наглядного материала, рифмованных текстов, специально подоб-ранных игр;
- Воспитывать самостоятельность при выполнении различных игровых и дидактических упражнений, умение слушать
- Воспитывать чувства самоконтроля за собственной речью.
Материалы к занятию:
Коврограф 2 штуки, картинки на липучках с дикими животными и их частями для игры «Чей хвост», иллюстрация «Лес зи-мой», предметные и сюжетные картинки по теме «Животные»; вкладыши к игровизору для игры «Найди место звука в слове»; набор картинок со звуком «ш», «ж» к игре «Машины подарки для зверей»; мультипликационный герой Маша (плоскостная фигура) и картинки животных для игры «Распредели животных по их виду», аудиозаписью из мультфильма Маша и медведь.
Предварительная работа: игры с пособиями Воскобовича В. В. ;
• артикуляционные упражнения;
• дыхательные упражнения;
• постановка звука [Ш] [Ж];
• игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
Методы и приемы:
• Словесные (беседа, описания, вопросы);
• Проблемные (проблемные ситуации, проблемные вопросы);
• Наглядные (демонстрация картинок);
• Игровые «Коврограф», «Игровизор»;
• Практические (карточки – схемы к упражнению «Найди место звука», работа по распределению животных по их видам).
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие.
Этап Задачи этапа Деятельность
педагога Деятельность
воспитанников Методы, фор-мы,
приемы Результат
1 2 3 4 5 6
Вводно-организа-ционный
«Письмо от Маши»
(1,5 мин) Мотивировать детей на включение в игровую дея-тельность - Здравствуйте, дети! На сайт нашего дет-ского сада пришло электронное письмо. Хотите узнать, что в нем? (звучит ме-лодия из мультфильма Маша и Медведь)
- Помогите срочно, приехала на каникулы погостить к мишке, а тут такое! ни миш-ки, ни других животных - нет, все спрята-лись. Срочно помогите найти моих лесных друзей!
- Ребята, вы узнали от кого получили письмо?
- Сможем ли мы помочь Маше в поиске её друзей? Отвечают на во-просы.
Принимают про-блемную ситуа-цию. Выдвигают гипотезы ( пред-положения детей: письмо от Маши) Беседа.
Вопросы к де-тям.
Проблемно-игровая ситуа-ция.
Фантазирова-ние
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение про-извольного внимания
Мотива-ционно-побуди-тельный
П/И «Вол-шебный замок»
(1 мин) Создать моти-вационную ситуацию Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова, чтобы очу-титься в сказочном лесу. Выполняют дви-жения, согласно тексту
Игра
Внутренняя мотивация на деятельность.
Основной
(2 мин)
Игра «Чей хвост»
(1,5 мин)
Игра «Угадай по опи-санию»
(1 мин)
Лого рит-мическая игра «По-дели на слоги».
(2 мин)
Работа с игровизо-ром «Най-ди место звука в слове»
(3 мин)
Игра «Рас-пределение животных по их ви-ду»
(3 мин)
Д/И "По-дарки Маши"
3 мин
Актулизовать знания детей по теме «Ди-кие живот-ные»
Развивать зрительное восприятие.
Образовывать относитель-ные прилага-тельные
Смена вида деятельности, предупрежде-ние утомляе-мости;
Закрепить умение делить слова на сло-ги
Развитие фо-нематическо-го слуха, мел-кой моторики пальцев рук
Развитие зри-тельного вни-мания; мелкой моторики.
Составление предложений. Согласование существи-тельного с прилагатель-ным и числи-тельным, в роде, падеже - Мы попали в зимний лес, нас встречает Маша (на мольберте нарисованный лес, следы животных).
- Действительно, животных не видно. Как вы, думаете, почему? ( предположения де-тей: холодно, боятся людей, прячутся, спят и т. д.) как же мы их отыщем? (по следам)
-Зимой на снегу хорошо видны следы ди-ких животных : у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим, а по-том по цепочкам следов найдём места, где прячутся животные в зимнюю стужу.
- Кто мог оставить следы, похожие на со-бачьи? (волк)
- Как называется жилище волка? (логово).
- Чтобы найти логово, нам нужно выпол-нить задание.
- Подойдите к коврогрофу, помогите жи-вотным найти свои части тела. С помо-щью веревочки соедините животное и его хвост.
- выполнив правильно задание, мы помогли Маше найти волка.
- Описание повадок спрятавшего живот-ного, поможет узнать нам, кто оставил следы на заснеженной тропе.
Трусливый, пугливый, ловкий, быстрый, длинноухий (заяц)
- Проверим, верны, ли ваши догадки (по-каз картинки зайца)
- ребята, обратите внимание на следы жи-вотного, чьи следы они напоминают?
- как вы думаете, кто мог оставить на сне-гу такие следы? (Если дети не догадались, дать подсказку: У него длинная, заострен-ная мордочка, стоячие треугольные уши. Мех длинный, пушистый, рыжий. Быст-рая, ловкая, умеет подкрадываться к до-быче, и заметать следы хвостом)
- Чтобы увидеть лису, нужно правильно поделить слова на части. Встаньте парами друг к другу лицом (игра в приложении)
-Какое задание мы выполнили?
Логопед убирает лист, прикрывающий изображение лисы.
- Как вы думаете, чьи следы мы не сможем увидеть на снегу? Почему?
- Назовите жилище медведя, ежа (берлога, норка).
Чтобы отыскать нору ежика и берлогу медведя нужно выполнить задание. –
Возьмите игровизор и маркер. Проговорите изображения на картинке, определите место звука Ш в слове. Соедините картинку с нужной схемой.
- какие трудности возникли при выполне-нии задания?
(Логопед убирает карточку, за-крывающую картинку с медведем в берлоге).
- Ребята, что за зверек мог оставить такие маленькие следы на снегу? ( подсказка: быстрая, цепкая, скачет по деревьям, гры-зет орешки, живет в дупле) (белка)
- мы сможем ее увидеть, если пройдем следующее испытание.
Давайте, вспомним, типы питания диких животных. (Хищники, травоядные и все-ядные).
- Кто такие хищники, и чем они отличаются от травоядных? (травоядные питаются травой; хищники охотятся на слабых животных и их едят).
Молодцы, подойдите к дорожке из колец, что вы видите? (3 обруча- красного, зеле-ного и желтого цвета)
- у вас задание, в зеленый обруч поместить только травоядных,
в красный обруч, размещаете только хищников.
- Ребята, давайте удивим Машу и вспом-ним, чем питаются всеядные животные?
- Каких представителей всеядных живот-ных вы знаете? Подойдите к столу и выберете представителей типа питания: всеядные (медведь, еж, кабан, барсук) и поместите их в желтый обруч
- Маша приготовила для животных подарки. Подойдите к коврографу, назовите сколько, чего, каким цветом и для кого приготовила Маша.
(дети называют карточку с изображенным предметом, соотносят с цифрой и цветом квадратика. Проговаривают: «Маша при-готовила 3 желтых желудя для белки и т. д.»)
Отвечают на во-просы.
дети соединяют животное с ча-стью тела с по-мощью липучих веревочек, прого-варивая свои дей-ствия)
отгадывают жи-вотное по его описанию
( ответы детей: они похожи на следы собаки и волка) уточнение названия жилища лисы)
Дети встают па-рами, лицом друг к другу. Один ре-бенок произносит слово по слогам (шапка, шарф, лыжи, машина, медвежата) и на каждый слог лег-ко задевает по рукам другого. Другой ребенок в паре старается сосчитать, сколь-ко слогов в слове)
(Выполняют за-дание на игрови-зоре по инструк-ции
Отвечают на во-просы, доказыва-ют свою точку зрения
Выполняют прак-тическую работу
Активно играют, осуществляют контроль и взаи-моконтроль
Самостоятельно выбирают пода-рок, определяют его количество и цвет.
Активно играют, осуществляют контроль и взаи-моконтроль Демонстрация карты
Создание про-блемной ситуа-ции.
Проблемные вопросы
Коллективная форма работы
Развивающая игра «Ковро-граф. Чей хвост?»
Загадка - опи-сание
Игра,
здоровьесбере-гающие техно-логии
игровые прие-мы.
Работа со схе-мой, разви-вающий прием в работе с иг-ровизором.
вопросы, сти-мулирующие процесс мыш-ления
Вопросы, бесе-да, игра, на-глядные сред-ства, поощре-ния к высказы-ваниям
Право выбора
Актуализация знаний. Вос-произведение информации, необходимой для успешного усвоения но-вого.
Умение рабо-тать в паре, делить слова на слоги
Снятие напря-жения, эмо-циональная и физическая разрядка.
Осознанные, усвоенные по-нятия. Умение внимательно слушать инст-рукцию взрос-лого.
Умение давать самооценку своей работе
умение осуще-ствлять само-контроль, ра-ботать в под-группе, вы-слушивать мнения това-рищей
Умение при-менять ранее полученные знания
Самостоятель-ное выполне-ние задания
Заключи-тельный этап.
Рефлексия.
2 мин. Подведение итогов, обоб-щение полу-ченного ре-бенком опыта. Создание си-туации успеха. - нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова:
«Зажмурили глазки – вышли из сказки»
- как вы думаете, мы справились с прось-бой Маши?
- В гостях, у каких зверей мы были?
- Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся)
- Чем дикие животные отличаются друг от друга? (Они разного размера, питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т. д. Мех у них разного цвета и т. д.)
- Чем они похожи? (Они живут в лесу, са-ми себе добывают корм. У них у всех есть туловище, голова, глаза и т. д. Их тела по-крыты мехом. А у ежа тело покрыто игла-ми.)
- Какие задания вызвали у вас трудности? (ответы детей)
– Если сегодня на занятии вам было труд-но, подарите Маше красный леденец, если легко – зеленый, если вам иногда было трудно – желтый. Высказываются по поводу полу-ченной информа-ции, качества вы-полненной рабо-ты. Дают оценку своей работе Беседа, обсуж-дение.
Фронтальная работа.
Самооценка. Осознание се-бя как участ-ника познава-тельного, про-цесса.
Сфорсирован-ность элемен-тарных навы-ков самооцен-ки. Выражение эмоций от по-лученного ре-зультата.
Приложение к занятию
Пальчиковая гимнастика «Волшебный замок»
Давайте приготовим ваши пальчики и произнесем волшебные слова, чтобы очутиться в сказочном лесу. (Дети произносят волшебные слова)
Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. (С силой сжимаем и разжимаем кулаки.)
Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)
Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)
Мы его покрутим, (крутим “замочек”)
А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)
Покачаем – раз, два, три.
Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)
Двери открываются, сказка начинается.
Логоритмическая игра
Мы с картинками играем (дети выполняют ритмичные приседа-ния,
По слогам их называем (дети отбивают ритм правой ногой,
Покажи свои ладошки (дети показывают руки то лицевой, то тыльной стороной рук)
Их похлопаю немножко (дети выполняют ритмичные хлопки).