Алёна Воробьева
Конструирование как вид образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Конструирование как вид образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный. В нём участвует множество движущих сил, факторов, механизмов.
Публикация «Конструирование как вид образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Современная гуманистическая политика нашего общества рассматривает дошкольное детство как социокультурный феномен. В свою очередь, гуманистические тенденции образования обусловили появление новых ценностей в субкультуре детства: эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира. Интенсивная информатизация общества расширяет границы познания дошкольника, его внешних связей с миром взрослых.
Конструирование — это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов.
Детское конструирование означает процесс сооружения построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.
В дошкольном возрасте это обычно постройки из кубиков или разного рода конструкторов.
Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.
Конструктивная деятельность требует своих способов и приемов, то есть особых операционально-технических средств. В процессе конструирования ребенок учится соотносить размер и форму различных деталей, выясняет их конструктивные свойства.
Конструирование требует специальной организации деятельности, В ходе конструирования формируется одна из важнейших способностей - способность к планированию деятельности.
Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого.
В 3-4 года ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали.
В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провести самостоятельный анализ образца или конструкции : выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа.
В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.
Выделяют следующие три вида конструктивной деятельности ребенка.
1. Конструирование по образцу – наиболее элементарный вид.
Ребенку показывают образец будущей постройки или показывают, как нужно строить, и просят воспроизвести заданный образец. Такая деятельность не требует особого умственного и творческого напряжения, но требует внимания, сосредоточенности, и главное — принятия самой задачи «действовать по образцу».
2. Конструирование по условиям. В этом случае ребенок начинает строить свою конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или взрослым. Например, построить пароход так, чтобы на нем могли разместиться команда и пассажиры, построить мост через широкую и глубокую реку для трамвая, машин и пр.
3. Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка и самого строительного материала. Этого типа конструирования обычно требует игра : здесь можно сооружать не только из специального строительного материала, но и из любых окружающий предметов: мебели, палок, зонтов, кусков ткани и пр.
Помимо игровой и продуктивной деятельности, в дошкольном детстве появляются предпосылки учебной деятельности ребенка.
В отличие от продуктивной, учебная деятельность направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя — на приобретение новых знаний и способов действия.
Важным в дошкольном возрасте является формирование мотивационной основы учения — развитие познавательных интересов (любознательности). Обучение происходит в дидактической игре.
Таким образом, можно видеть, что в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника.