Светлана Боровкова
Конспект образовательной деятельности по конструированию из бумаги «Добрые избы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги
«Добрые избы»
Задачи.
Образовательные. Сформировать у детей представления о жизни на Руси, в деревне, в крестьянской избе. Познакомить детей со способом изображения избы в технике «бумажной пластики», помочь в освоении одного из способов складывания бумаги — отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к соответствующим его сторонам, используя данный способ в изготовлении новой поделки.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по конструированию из бумаги „Добрые избы“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Развивающие. Развивать умения конструировать в технике «бумажной пластики», используя данный способ в изготовлении новой поделки как в детском саду, так и дома.
Воспитательные. Вызвать интерес к жизни людей в прошлом, на Руси, воспитывать интерес и уважение к истории крестьянской жизни, к памяти предков.
Предварительная работа. Освоение способа складывания бумаги на предыдущем занятии по конструированию. Рассматривание иллюстраций с изображением деревянных домов, крестьянских изб.
Материалы, инструменты, оборудование. Клей, ножницы, длинная картонная полоска, изображающая улицу, бумажные заготовки : прямоугольник 12x21 см для дома, квадрат со стороной 13 см для изготовления крыш, прямоугольник для окон 2,5x8 см, прямоугольник для трубы 2x3 см и для двери 3x5 см.
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в гости в русскую деревню. Кто из вас был в деревне?
Какие там дома? (Ответы детей.) Издавна на Руси дома строили из дерева, из бревен. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в Of жении лесов. Лес давал человеку кров, кормил, обувал, одевал.
Дерево на Руси — материал особый. Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе, всю жизнь жил в ней. Крестьянский дом называли родным, родимым, как называют родного человека.
Рассматривание иллюстраций с изображением деревни, деревянных изб.
— Посмотрите, избы стоят рядышком, как сестры прижались друг к другу. Как им хорошо вместе! Kак вы думаете, ребята, почему люди сложили такую пословицу «Дом построить — не шапку на голову надеть»? (Oтветы детей.)
Да, красивый, прочный, добротный дом построить трудно, строили его не один день, помогали друг другу. Люди оживляли свой дом. Та часть избы, которая выходила на улицу была «лицом» избы. Поэтому дорогу, у которой стояли избы, и стали называть улицей (находилась у «лица» дома).
Дом смотрел на мир окнами-глазами. Через них в избу входил солнечный свет, новости деревенской жизни. Называли их ласково — оконца и украшали на- личниками. Почему они называются «наличники»? (Находятся на «лице» дома.)
Были у окошек и ставенки, ставни — их закрывали на ночь.
Как вы думаете, почему крыша была со скатом (показываю, а не прямая? (Чтобы вода стекала и снег скатывался.)
Часто крышу дома украшал конек. Люди верили, что он охраняет домашний очаг.
Ребята, хотелось бы вам жить в таком доме? Почему? (Ответы детей)
Как вы думаете, какие люди строили такие красивые дома? (Добрые, трудолюбивые, работящие, любящие).
Сейчас я предлагаю вам построить каждому свою избу. Подумайте, какого цвета будут стены, бревна, окна, крыша.
Воспитатель напоминает детям о том, что они учились складывать бумагу, отгибая боковые стороны прямоугольника к центру, просит назвать, какие поделки получились из такой основы.
Затем показывает детям новую заготовку и детали к ней (треугольную крышу, окна со ставнями, дверь). Просит детей внимательно посмотреть на эти части и догадаться, что из них можно смастерить. Дети, как правило, быстро догадываются, что это может быть домик. Одному из детей можно предложить показать, как может получиться домик, сопровождая его действия словами: «Сама заготовка похожа на дом с боковыми стенами, из треугольника сделаем крышу, прямоугольники поменьше подойдут для окон, которые мы наклеим на передней части дома, а прямоугольник побольше может быть дверью, его можно наклеить и на одну из боковых стен». Воспитатель предлагает детям рассмотреть бумажные заготовки, лежащие на их столах и показать ту, из которой будем складывать основу дома с боковыми стенами. (Выбирается самый большой прямоугольник.) Детям напоминается, что складывать бумагу надо, отгибая боковые стороны к центру, прижав края одной рукой и разглаживая получившиеся сгибы другой рукой. Далее педагог просит детей показать заготовку подходящую для крыши. Дети, не видя на столах треугольной формы, часто говорят, что такой заготовки нет. Тогда воспитатель просит детей подумать, а не могли бы мы сами сделать нужный треугольник из какой-нибудь заготовки? Кто-то из детей может вспомнить, что мы уже умеем складывать квадрат по диагонали и получать из него два треугольника. Если дети сами не догадаются, педагог показывает им этот способ. Рассматриваются оставшиеся прямоугольники, обсуждая, какой из них для чего подойдет. Отобрав самый маленький прямоугольник для изготовления трубы, а средний — для двери, обсуждается, как из одного оставшегося прямоугольника сделать два окна. Дети, как правило, сами вспоминают, что надо сложить прямоугольник пополам и разрезать по сгибу, получатся два прямоугольника поменьше. Из них и сделаем окна. (Воспитатель может подсказать детям и другой способ изготовления окна — сложение прямоугольника тем же способом — отгибанием боковых сторон к центру — для получения окна со ставнями, и предложить детям выбрать любой из них.)
Обсудив столь подробно процесс выполнения работы, воспитатель еще раз проговаривает последовательность действий: сначала складываем самый большой прямоугольник, делая основу дома; затем делим квадрат пополам, получая заготовку для крыши; затем наклеиваем крышу, трубу и дверь, в последнюю очередь изготавливаются и наклеиваются окна. Далее дети самостоятельно выполняют работу, педагог помогает при необходимости новичкам. Тем, кто быстро справился с работой, изготовить забор для: огорода или палисадника, цветы или деревья, озеро с утками (можно слепить из пластилина).
По окончании занятия все дома расставляются вдоль «улицы» (длинной картонной полоски серого цвета, макет дополняется мелкими деталями из строительных наборов (например, выточенные деревянные елки и фруктовые деревья, мелкими машинами, человечками. Обращается внимание детей на то, что каждый сделал только один домик, а вместе получился большой и красивый макет сельской улицы.
Последующая работа. Макет остается в группе на несколько дней (пока дети будут иметь к нему интерес) для самостоятельных игр.