Марина Куксина
Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования «Воздух и вода нам нужны всегда»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Расширить и уточнить знания детей о воде и воздухе; об основных причинах их загрязнения, мероприятиях по защите их от загрязнений. Формировать интерес к экспериментальной работе. Развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Цель: Учить детей пользоваться предметами из мини – лаборатории (стаканами с водой, соломинкой); внимательно слушать воспитателя и отвечать на его вопросы, используя в ответе сложные предложения; учить говорить детей грамотно, обогащать словарь детей прилагательными, глаголами; активизировать словарь детей словами «смог», «круговорот». Развивать психические процессы: память, речь, воображение; развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, познавательную активность. Воспитывать организованность, дисциплинированность, умение действовать по инструкции воспитателя, чувство взаимопомощи.
Публикация «Конспект занятия по экологии с элементами экспериментирования „Воздух и вода нам нужны всегда“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Предварительная работа: беседы по теме; чтение художественной литературы; проведение опытов с зерном; игры с водой и воздухом.
Материалы: 1. Для опытов детей – стаканы с чистой питьевой водой, соломинка, воздушный шарик (все по количеству детей); для индивидуального опыта – прозрачные сосуды разной формы; 2. Для опытов воспитателя – три бутылки с водой, гуашь, дезодорант (пихта, апельсин);
3. Для индивидуального опыта - 3 сосуда разной формы;
4. Картинки – правила защиты природы (5 штук) и 4 другие картинки, фотографии «завод с дымящейся трубой»; «смог над городом».
5. Для Незнайки – сетка с мусором, бутылка с грязной водой.
ХОД
I. Ребята, вчера перебирая книги в нашей библиотеке, мне попалась в руки очень интересная и поучительная сказка. Я хочу вам сейчас ее рассказать. Послушайте.
Встретились однажды Воздух и Вода и затеяли спор – кто из них важнее. «Вот исчезну с Земли и высохнет все вокруг» - твердила Вода. «А ты думаешь без Воздуха кто-нибудь выживет, дышать нечем будет!» - спорил ей в ответ Воздух. И шел мимо Мудрый Человек. «Я помогу, - сказал он, - разрешить ваш спор». «Мои волшебные зерна покажут, кто из вас главнее».
Посадил он одно зерно в горшок, но не стал поливать его. Зерна во втором горшке Мудрый человек поливал водой, но плотно закрыл их, чтобы воздух не попадал. А зерна в третьем горшке дышали воздухом и их поливали водой. Прошло несколько дней. (показ горшочков с ростками, которые дети садили ранее).
- Что же произошло с зернами? (ответы детей)
- А как вы думаете, что ответил Мудрый Человек Воздуху и Воде? (Вода и Воздух одинаково необходимы для всего живого не Земле)
- А чтобы больше узнать о Воздухе и Воде, я предлагаю вам провести интересные опыты.
II. Экспериментальная деятельность.
1. Определение воды на вкус (вывод детей – вода безвкусная).
2. Определение запаха воды (вывод детей – вода не имеет запаха).
3. Определение прозрачности (вывод детей – вода прозрачная).
4. Ощущение воды (вывод детей – воду мы ощущаем, когда прикасаемся к ней).
5. Индивидуальный опыт – определение формы воды (вывод – вода принимает форму того сосуда, в который ее нальют)
Молодцы, вы как самые настоящие ученые столько много узнали о воде и рассказали мне.
А я вот умею показывать фокусы с водой. Посмотрите, какую чистую и бесцветную воду налила я в эти бутылочки. И стоит мне немножко поколдовать и вода из прозрачной превращается в … красную, зеленую, синюю (густая гуашь намазывается на крышку бутылки, при встряхивании бутылки, вода окрашивается).
Вывод – вода может менять свой цвет.
- А сейчас вопрос нашим дорогим гостям: «Что такое круговорот воды в природе?» Забыли. Мы с ребятишками сейчас напомним вам.
III. Физминутка
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним как сметана,
Она поднимается выше. Пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
IV. Воду мы видим, можем ее попробовать, потрогать. А где же воздух? Давайте с вами попробуем увидеть, услышать и даже почувствовать воздух.
1. Опыт с соломинкой.
Мы с вами дышим (делают вдох – выдох, делают вывод, что воздух не видим). А теперь вдохните и выдохните через соломинку в стакан (вывод детей – пузырьки в воде, это и есть тот воздух, который мы выдыхаем).
2. Опыт с шариком. (совместно с воспитателем)
Надуйте шарики и зажмите их. Послушайте, как звучит воздух из моего шарика. А теперь послушайте воздух, который в ваших шариках. Какое свойство воздуха мы с вами определили с помощью этого опыты (воздух можно услышать, воздух звучит).
Это свойство воздуха положено в основу изготовления духовых музыкальных инструментов. (ребенок демонстрирует игру на музыкальном инструменте).
3. Воздух обладает удивительным свойством – впитывает любые запахи. (дети закрывают глаза, в первом ряду брызнуть пихтовым дезодорантом, а во втором – апельсиновым). Дети отгадывают какие запахи они почувствовали. (вывод детей – воздух можно почувствовать, воздух впитывает запахи).
V. Раздается стук в дверь, входит испачканный Незнайка.
Незнайка: Я решил сходить на рыбалку и посмотрите, что я поймал (сетка с мусором). Потом я решил искупаться и вышел из воды вот таким грязным (вертится).
Ой, я вспомнил! На берегу я видел длинную трубу, которая тянулась от завода, из нее текла черная вода (достает бутылку). А еще там стояла высокая труба, из нее выходил разноцветный дым. Вот такой (показывает картинку). Вдохнул я воздух с дымом и закашлялся, так мне стало плохо.
- Знаете, дети, я поняла: через Незнайку Вода и Воздух решили привлечь к себе внимание, пожаловаться, дать нам понять, что нуждаются в нашей помощи и защите.
Незнайка, ты пока посиди, а мы с ребятами сейчас придумаем, как помочь Воздуху, Воде, да и вообще всей Природе.
Ребята, как вы думаете, на что могут жаловаться Вода и Воздух? (выбрасывают мусор, не экономят воду, свет, жгут костры, вырубают деревья, моют в реках машины).
Незнайка: А я еще знаю, что большой вред Воздуху наносят выхлопные газы автомобилей. В городе в безветренную погоду может образоваться смог. Смог — ядовитая смесь дыма, тумана и пыли. (показ картинки)
Правильно, Вода и Воздух жалуются на то, что люди не берегут их чистоту, загрязняют их, выбрасывают в реки и воздух различные отходы.
- Ребята, а давайте попробуем обозначить основные правила защиты Природы. Необходимо найти нужный плакат и рассказать, к чему он призывает. (из 9 плакатов выбирают 5, выстраиваются и объясняют содержание плаката).
- У кого есть еще дополнения?
Я тоже хочу добавить: люди должны строить на заводах очистные сооружения, ставить фильтры для очистки воды и воздуха; меньше использовать автомобили, а больше ходить пешком или передвигаться на велосипедах.
А закончить наше занятие мы хотели бы призывом ко всем: (читает ребенок)
Не лейте понапрасну воду,
И зря не жгите свет и газ,
Давайте сохраним природу
Для тех, кто будет после нас!