Дарья Долгова
Конспекты уроков литературного чтения для коррекционных школ
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
ТЕМА УРОКА : «В. А. Осеева «Хорошее».
Цели: познакомить с рассказом В. А. Осеевой «Хорошее», совершенствовать навык чтения, учить ориентироваться в тексте, развивать устную речь, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.
Х О Д У Р О К А.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Волшебное слово)
- Кто автор этого произведения? (Валентина Осеева)
- Что вам было задано на дом? (Подготовить выборочный пересказ рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»)
Публикация «Конспекты уроков литературного чтения для коррекционных школ» размещена в разделах
- Кто подготовил пересказ первой части?
- Как мы ее озаглавили? (Встреча с волшебником)
Вывешиваю на доску
- Почему мы именно так ее назвали? (Потому, что в ней говорится о встрече Павлика и старичка, который сказал ему волшебное слово).
- Как мы озаглавили вторую часть? Лена, дай мне одну краску, пожалуйста)
Вывешиваю на доску
- Кто подготовил пересказ этой части?
- Как мы озаглавили третью часть? (Дай мне кусочек пирожка, пожалуйста.)
Вывешиваю на доску
- Кто подготовил пересказ этой части?
- Как мы озаглавили четвертую часть? (Возьми меня, пожалуйста)
Вывешиваю на доску
- О чем говорится в этой части? (В ней говорится о том, как Павлик просил брата взять его с собой кататься на лодке и он использовал волшебное слово)
- А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом Валентины Осеевой, который так и называется «Хорошее»
Открываю новую тему
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Сейчас мы прочтем и увидим, кто был прав?
Моими помощниками будут….
ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ
- Понравился рассказ?
- Угадали мы о чем он?
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?
- Прочитайте о чем мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чем он мечтал потом? (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте о чем он еще мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? (Мечты у Юры были хорошие)
-А теперь посмотрим на его поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой.
Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)
- Скажите, что же было хорошее в рассказе? (Мысли и желания Юра)
-А что же было не очень хорошее? (Поступки Юры)
- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)
- Какой совет вы можете дать Юре?
- Найдите и прочитайте какой совет дала Юре мама.
- Сравните ваши советы.
- А теперь объясните название рассказа «Хорошее». (Хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях)
- Прочитайте пословицу в конце рассказа. (Лучше хорошо поступит, чем хорошо говорить)
- Объясните, как вы понимаете эту пословицу. (Лучше меньше говорить о хороших поступках, а делать их)
- Подходит ли эта пословица к нашему рассказу? Почему? (Потому, что такой совет мы даем Юре)
- Вспомните другие пословицы на эту же тему.
* Жизнь дана на добрые дела.
* Добро сделанное втайне отзовется явно
*Дело словом не заменишь
* Добрыми делами славен человек
* Доброе дело само себя хвалит
ФИЗМИНУТКА
ЧТЕНИЕ ПО-РОЛЯМ
- Сколько действующих лиц в рассказе? ( Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)
- Кто должен читать слова после авторских «Юра думает»? (Тот, кто читает за Юру)
- Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)
- Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)
- За
автора читает - ….
Юру – ….
Сестра – ….
Мама – …
Няня – …
Трезор – ….
ВЫВОДЫ
- Давайте сделаем вывод – чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)
- Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?
- Будите ли вы ждать награды за свои поступки?
- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, что к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
- Оно так и называется Доброта.
Открываю доску
- А чтобы вы еще раз повторили все, то доброе чему нас учат рассказы Валентины Осеевой дома вы поработает над заданиями на странице …
КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Литературное чтение.
Оборудование: иллюстрация соответствующая тексту по существенным для понимания идеи признакам.
Цели и задачи:
познакомить учащихся с рассказом М. М. Пришвина “Деревья в лесу”;
учить передавать настроение, характер героев произведений громкостью, тембром голоса;
учить работать с текстом;
развивать навык выразительного чтения, речь;
развивать познавательный интерес, кругозор;
развивать коммуникативные способности школьников;
воспитывать у детей способность любоваться природой, развивать фантазию;
способствовать воспитанию аккуратности;
способствовать формированию эстетических чувств, развитию эмоциональной сферы.
Ход урока
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок в царстве Зимы. Но прежде, мне хочется спросить, кто из вас любит кататься со снежных гор на санках? Поднимите руки.
– Кому это занятие очень-очень нравится – похлопайте в ладоши.
– А скользить на коньках по гладкому льду?
– Лепить снеговиков и крепости из снега?
– Кататься на лыжах?
– Играть в снежки?
– Ловить на ладонь снежинки?
– Замечательно! Я вижу, что все вы любите зимние забавы. Поэтому не будем задерживаться и отправимся в путь – навстречу зимней сказке.
– Тихо садятся девочки (Красивые, аккуратные).
– Тихо садятся мальчики (Стройные, подтянутые).
II. Сообщение темы урока
– Путешествуя по заснеженному лесу в рассказе М. Пришвина “Деревья в лесу”, мы постараемся встретиться с красавицей Зимой.
– Вам нравится картина зимней природы?
– Как вы понимаете слова “стала праздничной земля”? (Пышные наряды на елях, снег на крыше дома, на поляне блестит и переливается, как драгоценные камни.)
– Вот уже и первая вестница зимы – снежинка, но не простая, а волшебная, какая она?
Физкультминутка
– Мы отправляемся в путь за снежинкой. Следим за ней глазами.
– У … самые внимательные глазки.
– Садитесь. Поморгайте глазками и закройте их.
1) Первичное восприятие.
– Послушайте рассказ М. Пришвина “ Деревья в лесу”. (Чтение учителем)
– Какую картину рисует автор? Что вы представили?
– Подходит ли к тексту иллюстрация?
2) Словарная работа.
– В рассказе встречается слово пороша. Кто знает, что это?
– Что такое арка?
3) Повторное выразительное чтение детьми.
Итог урока
– С какими произведениями о зиме мы сегодня работали на уроке?
– Красота зимней природы необыкновенна. Писатели воспевают её словами, композиторы – музыкой, художники – красками.
Рисование.
– Урок у нас необычный, и рисунки тоже будут необычными.
– Мы будем рисовать мелом зимний пейзаж.
– Что нарисуем зелёным цветом (белым, красным?
– Из ваших работ мы составим выставку рисунков.
– Какие замечательные, красивые пейзажи у вас получились, расскажите что у вас получилось?
Домашнее задание.
– На уроке мы читали рассказ, сказку о зиме. Но люди с давних пор наблюдали за зимней природой и составили поговорки и приметы. Найдите их и принесите в класс, чтобы ещё раз прочитать с друзьями.
КОНСПЕКТ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
Тема. Н. Н. Носов "Живая шляпа"
Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.
Задачи:
1. Формировать навыки чтения и работы с текстом. 2. Развивать мышление, память, воображение, речь.
3. Воспитывать доброе отношение друг к другу.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, аккуратность, смекалка.
II Актуализация знаний учащихся.
-Отгадайте загадки. Кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (баран)
Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает? (собака)
Хвост крючком, а нос пятачком? (свинья)
Зубастый, мохнатый, как есть начнет – песенку поет? (кот)
С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,
Доят, а не корова, лыки дерет, а лаптей не плетет? (коза)
- А что объединяет всех этих животных?
– Правильно, все эти загадки были о домашних животных.
-Почему их называют домашними животными?
Их называют домашними, потому что они живут рядом с человеком и приносят ему большую пользу.
-Сегодня мы говорим не зря о домашних животных, главный персонаж нашего урока – котёнок.
-Почему же так назван рассказ? Кого испугались мальчики, понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?
1.-Ребята, читаем рассказ и подчёркиваем непонятные слова для словарной работы.
3. Словарная работа. Объясните значение слов:
Плюхнулось – тяжело упало
Трястись (от страха) – дрожать, бояться
Соскочить (с дивана) – спрыгнуть вниз
Швырять – бросать с силой
Фыркать – с шумом выпускать воздух
Комод – предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).
Кочерга – приспособление для перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом.
VI. Работа над текстом.
1. Беседа
- Проверим ваши внимание и память.
• Котенок Васька сидел на шкафу? (На полу)
• Володя и Вадик видели, как Васька попал под шляпу, так как играли с ним. (Не видели. Дети раскрашивали картинки.)
• Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? (Володя)
• Шляпа подползла к Володе или к Вадику? (к Вадику)
• Вадик или Володя попал в шляпу картошкой? (Вадик)
• Васька фыркал и жмурился от света или от страха? (От света)
2. Фронтальная работа. Выборочное чтение.
- Как испугался Володя?
- Как Васька оказался под шляпой?
- Мальчики швыряют картошку.
- Каким образом появлялся котенок из-под шляпы?
- Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?
- Так смешной или страшный этот рассказ?
Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
- Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились
Домашнее задание
Подготовить краткий пересказ по плану, который у вас имеется.