Екатерина Катаева
Конспекты НОД по познавательному развитию (логика) детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад№175» г. Перми
Конспекты НОД
Познавательное развитие (логика)
детей старшего дошкольного возраста
посредством моделирования
Составила: Катаева Е. С.
Пермь 2019 г.
Конспект НОД «Моделирование отношений обобщающих понятий с помощью кругов Эйлера (непересекающиеся множества)»
Составила: Катаева Е. С.
Задачи:
Публикация «Конспекты НОД по познавательному развитию (логика) детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• Упражнять детей в умении обобщать предметы
• Упражнять детей в нахождении основания классификации
• Учить придумывать и заменять карточки с предметами на знаки-символы
• Развивать умение аргументировать свой ответ
• Продолжать знакомить с отношениями непересечения при помощи кругов Эйлера.
Количество участников: до 12 детей
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Материал: мяч, карточки с изображением игрушек, животных, обручи, листочки, карандаши, мел.
Ход занятия:
Вводная часть:
- Ребята, я хочу поиграть с вами в необычные игры. А вы, хотите со мной поиграть? (ответы детей : да, конечно)
-Тогда я вас приглашаю сесть на стульчики на ковер (дети садятся в полукруг)
Основная часть:
Игровое упражнение с мячом
-Слушайте, внимательно правило игры. Я называю любой предмет, например: вилка, нож, ложка, а вы называет, каким можно назвать одним словом эти предметы. Отвечает тот, кому я брошу мяч! (
-Платье, кофта (одежда).
-Шляпа, шапка (Головные уборы)
-Туфли, сапоги (обувь)
-Ромашка, василек (цветы)
-Кукла, мяч, матрешка (игрушки)
«Игра наоборот»
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру наоборот. Я говорю обобщающее слово, а вы называете предметы, относящиеся к этому понятию (если дети к этому времени устали можно сесть на стульчики).
- Приготовились!
- Посуда - (кружка, ложка, кастрюля)
- Одежда - (пальто, шуба, другие варианты)
- Головные уборы - (ответы детей)
(Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес).
Игровое упражнение с картинками и обручами
-Ребята, посмотрите на столе лежат картинки.
-Давайте, подойдем поближе и посмотрим, что на них изображено (дети рассматривают)
-Что на них изображено? (кукла, неваляшка, юла, кошка, собака.)
-Я предлагаю эти карточки разобрать, то есть разложить на группы (дети группируют)
- Давайте посмотрим, что у нас получилось? Кто готов нам рассказать? ( дети называют две группы предметов: игрушки, животные).
-А сейчас я вас попрошу, эти карточки поместить в обручи.
- Группы игрушки и животные никак у нас не связаны друг с другом, у них нет общих элементов, они находятся по разным обручам. Такие отношения называются непересекающимися (с кругами Эйлера и моделированием отношений непересечения дети познакомились на прошлом занятии, предусматривающем использование блоков Дьенеша).
- Сейчас мы эти отношения понятий нарисуем на листочке, при помощи кругов. Берите листочки и карандаш, я буду рисовать на доске, а вы на листочках (дети рисуют на листочках, воспитатель на доске)
- А теперь, я вам предлагаю придумать знаки-символы и поместить их в наши круги (дети придумывают символы и зарисовывают их в круги)
- Рита, какой ты символ придумала для обозначения животных?
- Кира, а ты? (и так все дети показывают, что придумали и нарисовали, после этого воспитатель показывает, что он придумал, выбираем наиболее удачный символ, чтобы затем его применять в дальнейшей работе)
- А для понятия игрушки?
-Артем, что ты придумал, покажешь нам? и т. д.
Заключительная часть:
-Мне было очень приятно с вами работать. Я предлагаю вам придумать знаки-символы для понятий: дикие животные, домашние животные, и мы выберем наиболее удачную задумку. Спасибо за работу!
Примечание: Занятие проводится в игровой форме, дети двигаются, переходят от одного места к другому, поэтому физкультминутку можно не проводить.
Конспект НОД «Моделирование отношений обобщающих понятий с помощью кругов Эйлера (непересекающиеся множества, определение «лишнего» объекта»
Составила: Катаева Е. С.
Задачи:
• Совершенствовать умение моделировать отношения непересечения при помощи кругов Эйлера
• Упражнять в классификации предметов, умении обобщать предметы
• Упражнять в нахождении «лишнего» объекта, развивать умение аргументировать свой ответ.
Количество участников: до 12 детей
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Материал: 5 -6 карточек с изображением видов посуды ( например: чашка, кастрюля, тарелка, стакан, сковорода и др.) и карточка с изображением животного, 2 обруча.
Ход занятия
Вводная часть
-Мне сегодня ребята из другой группы принесли конверт с картинками, а в нем задание, с которым, как они считают, мы не справимся. Я уверена, что мы справимся с этим заданием. Правда!
Основная часть:
-Я вам предлагаю подойти к столу, на который я положила конверт с картинками (дети подходят)
-Доставайте скорее картинки-карточки из конверта (дети достают)
-Посмотрите внимательно на картинки, есть ли такое слово, которым можно назвать все эти картинки. Если нет, то почему? (дети отвечают нет, т. к. большинство карточек – предметы посуды, а лиса - это животное. Если дети, самостоятельно не нашли «лишнюю» карточку, то педагог задает наводящие вопросы).
-Ребята, давайте все карточки сложим в один обруч (дети помещают карточки в обруч)
- А теперь назовите все картинки одним словом (дети отвечают –посуда)
-Да, правильно это посуда. Молодцы!
-А теперь, чтобы «лишняя» карточка-лиса больше не терялась среди предметов посуды, мы ее поместим в другой круг (дети помещают)
- Посмотрите у нас два обруча с разными картинками-предметами, эти картинки никак не подходят друг другу, они разные по значению, не имеют общих признаков. Они лежат в разных обручах, не имеют точек соприкосновения. Возьмите листочки и карандаши и сами попробуйте нарисовать модель отношений этих понятий с помощью кругов (дети берут листочки и карандаши, рисуют модель, педагог рисует на доске).
- Молодцы, разместите карточки с предметами в свою модель (дети размещают)
-Как называется модель отношений, которую мы с вами нарисовали (дети отвечают)
-Почему мы называем эту модель непересечения понятий (дети отвечают)
-А теперь я вам предлагаю встать в круг и поиграть в игру «Передай мяч». Послушайте внимательно, как будем играть. Я называю предмет, передаю мяч соседу – Антону. Антон называет предмет из этой же группы и передает мяч соседу справа, то есть Илье. И так далее. Когда мяч дойдет до последнего игрока (Киры, она назовет обобщающее понятие, например: заяц, волк, еж, медведь, лиса…. Дикие животные (дети играют, пока не пропадет интерес).
Заключительная часть:
-Я считаю, что мы хорошо справились с заданием и можем рассказать об этом ребятам из другой группы на прогулке, вы согласны? Тогда собирайтесь скорее на прогулку.
Конспект НОД «Моделирование отношения пересечения множеств с помощью кругов Эйлера»
Составила: Катаева Е. С.
Задачи:
• Совершенствовать умения детей классифицировать объекты
• Познакомить детей с отношением пересечения понятий
• Упражнять в придумывании и рисовании знаков-символов
• Упражнять детей в построении модели отношений пересечения между двумя множествами объектов с помощью кругов Эйлера.
Количество участников: до 12 детей
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Материал:
1. Два обруча, карточки с изображением: Кукла, мячик, корабль, машина и самолет, листочки, карандаши. Примечание: кукла, мячик и машина синего цвета.
2. Два обруча, карточки с изображением: яблоко, груша, банан, помидор, огурец, листочки, карандаши. Примечание: яблоко зеленого цвета
3. Два обруча, карточки с изображением: вишня, смородина красная, груша, банан, апельсин, яблоко красное, листочки, карандаши.
Ход занятия:
Вводная часть:
-Ребята, я прошу вас объединиться в пары. Будете работать вместе и помогать друг другу выполнять сложные задания. (Дети объединяются в пары)
Основная часть:
-Подойдите, пожалуйста, к столу, на котором лежат карточки.
-Перед вами несколько карточек с предметами. Вам нужно разложить эти карточки на две группы, назвать каждую группу предметов одним словом.
- Можно приступать к заданию (дети выполняют задание в паре).
- Я, вижу, вы готовы, проверяем (проверка идет с первой пары и по порядку, дети объясняют, какие группы у них получились, называют обобщающее понятие)
Упражнение с обручами
-А теперь берите обручи, можно расположиться на полу, если вам там удобнее. (Дети берут обручи и свои карточки, располагаются удобно, такие занятия лучше проводить, например, в музыкальном зале, где много свободного пространства).
- Приступаем к выполнению задания. Пожалуйста, в один круг положите карточки с игрушками, а в другой - карточки, на которых изображен транспорт.
- Я, смотрю, все справились, ну тогда проверяем.
-Да, молодцы с этим заданием вы справились.
- А теперь я вас попрошу разложить карточки так, чтобы в одном круге был транспорт, а в другом – все синие предметы.
-Я, вижу, что вы готовы проверять. Тогда проверяем. (Проверка идет с первой пары)
-Да, многие из вас допустили ошибку, разложив карточки, как в первый раз, давайте будем разбираться. У нас машина с вами тоже синего цвета, что будем делать? ( Дети отвечают: переложить в другой круг и перекладывают)
-Тогда возникает проблема другая, машина не попадает в круг транспорт.
-Что будем делать, как тут быть? (Возможно, кто-нибудь из ребят догадается. Если никто не догадывается, педагог старается поддержать дискуссию дальше).
-Нам надо разместить карточку с машиной так, чтобы, она была и в одном круге, и в другом. Как вы думаете, что нам нужно сделать? Или как нам положить одновременно машину и в один круг и в другой? (Дети предлагают свои варианты, например: разрезать карточку. Если дети затрудняются, то педагог тихонько сдвигает круг на круг, будто случайно, наталкивая детей на дальнейшее рассуждение.)
- Посмотрите, у нас один круг заходит на другой, образуя тем самым общее для двух кругов пространство. Кто догадался, что можно сделать?
- Смотрите, ребята, теперь у нас машинка лежит в круге с транспортом и в круге с синими предметами (обводит указкой по кругам (обручам, когда обсуждения детей закончатся).
Педагог предлагает решить еще 1-2 аналогичных задания. Например: два обруча, карточки с изображением таких объектов, как: яблоко зеленого цвета, груша, банан, помидор, огурец. Два обруча, карточки с изображением таких предметов, как: вишня, смородина красная, груша, банан, апельсин, яблоко красное.
-Теперь подойдите все к столу, каждый возьмите себе листочки и карандаш, попробуем нарисовать эти отношения на листочке при помощи кругов (дети рисуют на листочках, педагог на доске).
- Давайте посмотрим, у вех получилось нарисовать модель отношений (проверка)
-Сверьте с моей моделью, которую я нарисовала на доске.
Заключительная часть:
-Молодцы, у нас все получилось.
- Мы сегодня хорошо поработали, узнали, что множества могут иметь общие элементы. Эти общие элементы можно отразить на кругах отношением пересечения.
Конспект НОД «Моделирование отношения вложения на кругах Эйлера»
Составила: Катаева Е. С.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с возможностью классифицировать понятия по разным основаниям
• Совершенствовать умения детей объединять предметы по общему признаку, обобщать предметы
• Упражнять в сравнении понятий по объему
• Совершенствовать умения строить графические модели отношений понятий при помощи кругов Эйлера
Количество участников: до 12 детей
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Материал: доска, мел, карточки с изображением животных (по 2 карточки с изображением домашних и диких животных, животных «южных» и «наших мест»)
Ход занятия:
Вводная часть:
- Раз, два, три, круг собери! (дети встают в круг)
- Мы в ладоши будем хлопать и ногами будем топать,
а потом мы повернемся и друг другу улыбнемся!
Основная часть:
- Ребята подойдите к столу и посмотрите на карточки, которые там лежат.
-Ребята, что на картинках изображено? (дети перечисляют).
-Каким одним словом их можно назвать? (животные).
-Ребята, а можем ли мы этих животных поместить в один круг? (ответы детей)
-Почему нет? (ответы детей)
-Правильно, дикие и домашние животные должны «жить» в разных кругах.
-Значит, что надо сделать?
-Внутри большого круга нарисовать еще два средних круга (дети размещают картинки).
-Ребята, а можем ли мы как-то еще разделить этих животных? Давайте вместе подумаем (ответы детей)
-Вот дикие животные. Они все в одном месте живут? (ответы детей).
-Конечно, нет. Слон, обезьяна живут там, где тепло, т. е. в южных местах.
- А волк, лиса, заяц живут в наших краях.
-Значит, в среднем круге надо нарисовать еще сколько кругов? (ответы детей)
-Правильно, два. В них мы разместим карточки с животными «наших мест» и «южных».
- Давайте рассмотрим карточки с изображениями домашних животных.
-Их также поделим на животных «наших мест» и «южных».
-Видите, оказывается, как можно еще разместить карточки с изображениями животных.
- Ребята, давайте теперь попробуем, каждый сам на листочке нарисовать отношения понятий с помощью кругов (дети рисуют модель отношений).
-А теперь давайте в наши круги разместим символы, обозначающие понятия: Животные, дикие животные, домашние животные.
-Молодцы! А теперь придумаем символы для понятий: животные «южных мест» и «наших мест»
-Я придумала, вот такие символы (воспитатель показывает, смотрим, обсуждаем, выбираем наиболее удачные)
-Давайте поместим все наши символы в круги и посмотрим, что у нас поучилось (дети зарисовывают символы у себя на листочках, воспитатель на доске)
Заключительная часть:
-Ребята, сегодня мы с вами раскладывали карточки на группы по разным основаниям, рисовали модели отношений понятий, придумывали знаки-символы понятиям. Вы все молодцы, в очередной раз порадовали меня своими успехами.
Конспект НОД «Моделирование отношений понятий на кругах Эйлера»
Составила: Катаева Е. С.
Задачи:
• Совершенствовать умения детей обобщать предметы
• Совершенствовать умения детей в нахождении основания классификации
• Упражнять в сравнении понятий по объему
• Развивать умение аргументировать свой ответ
• Закреплять умения детей графически отображать отношения понятий на кругах
Количество участников: до 12 детей
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие
Материал: доска, мел, карточки с предметами: сапог, фартук, рыбы, гриб, чашка, ворона, лиса, бабочка, волк, еж.
Ход занятия:
Вводная часть:
-Ребята, сегодня шла на работу и решила проверить почтовый ящик, а там письмо, очень странное (воспитатель достает письмо показывает детям). А странное потому, что написано от Незнайки очень неумело. Вот посмотрите. Я так торопилась, что не стала его открывать, давайте его откроем (открываем).
-Незнайка просит детей подготовительной группы, помочь ему выполнить задание, ему сорока на хвосте принесла новость, о том, что наши дети легко справятся с этими заданиями, поможем Незнайке? (ответы детей)
Основная часть:
- Оказывается, Незнайка не знает, как разместить картинки в кругах.
- Посмотрите, что изображено на карточках? (ответы детей : животные, посуда, обувь)
- Сейчас я нарисую большой круг и будем размещать в него картинки
- Рыбы, ворона, бабочка-это кто? Каким одним словом их можно назвать? (ответы детей)
- Правильно, это животные.
- А фартук к чему относится?
-Да это одежда.
-Сапог? (обувь)
-Гриб? (растение)
-Так можно их всех вместе в один круг размещать?
-Конечно, нет.
-Значит, животных мы поместим в большой круг, так как картинок с их изображением больше.
-А остальных куда?
-Для них мы нарисуем еще круги: для одежды, обуви, растений (воспитатель рисует, дети размещают картинки).
-Ребята, посмотрите на круг, где картинки с животными.
- Все мы выполнили задания правильно или нет? (рассуждения детей)
-Ворона-это (птица).
-Бабочка-это (насекомое).
-Могут они все вместе в одном «домике» - круге находиться? (ответы детей).
-Значит, для птиц и насекомых надо нарисовать свои круги.
-Подумайте, что еще не так?
-Конечно, надо разместить по отдельным кругам зверей и рыб.
-Сейчас выполним задание полностью и правильно.
-Ребята, подумайте и скажите мне, кого больше в нашем кругу: животных или птиц? (рассуждения детей).
-Конечно, животных, так как к животным относятся и звери, и рыбы, и насекомые
-Молодцы ребята, я думаю, Незнайка будет доволен нашим решением.
- Возьмите каждый листок и карандаш и нарисуйте отношения понятий на своем листочке (дети рисуют отношения понятий, воспитатель смотрит, у всех ли детей получается).
- А теперь сверяем с моей моделью, у всех получилось? (ответы детей)
-Ребята, хотите поиграть в игру? Не в подвижную, а в словесную?
-Только сначала давайте немного разомнемся, отдохнем.
- Подходите скорей ко мне.
-Давайте вместе с нами, потопаем ногами,
похлопаем в ладоши, сегодня день хороший! (Движения выполняют 2-3 раза)
-Отдохнули, садимся на стулья и играем в игру «Бывает - не бывает».
Внимательно слушайте, что я буду говорить. Если «уловите» небылицу, отвечайте: «Так не бывает» и исправляйте.
-Итак, кот Васька стащил сметану. Так бывает? (ответ).
Съел всю сметану и довольный залаял: гав-гав-гав. Так бывает? Почему? А как бывает?
-Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «И я хочу сметаны». А так бывает?
-Кот Васька любит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?
-Папа - окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. Так бывает?
Заключительная часть:
- Молодцы, ребята, спасибо вам за помощь Незнайке, я обязательно передам ему решение домашнего задания. А теперь собирайтесь на прогулку, посмотрим, может, у нас тоже окуньки летают.
Список литературы:
1. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Под ред. А. И. Булычевой. – М: НОУ «УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие», 2016. – 173 с.