Ирина Трямкина
Конспект «Золотые руки мастеров» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
на тему:
«Золотые руки мастеров»
Подготовила воспитатель
высшей кв. категории
Трямкина И. В.
Тема «Золотые руки мастеров»
Публикация «Конспект „Золотые руки мастеров“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Интеграция образовательных областей: ОО «Речевое развитие», ОО «Физическое развитие», ОО «Социально - коммуникативное развитие», ОО «Художественно- эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие».
Возрастная группа детей : средняя группа
Цель: Знакомить детей с народными промыслами Мордовии.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания детей о Мордовии;
-учить отвечать детей на поставленные вопросы полным ответом;
-закрепить ранее изученные способы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание, загибание);
-учить лепить миску;
Развивающие:
-развивать речевое дыхание, память, логическое мышление, речь, мелкую моторику пальцев рук;
-развивать творческие способности детей через лепку;
-закрепить умение ловить и бросать мячик двумя руками;
Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному краю;
-воспитывать любовь и уважение к труду взрослых;
Методические приё мы:
Словестный: беседа, рассказывание, художественное слово, оценка работ, итог.
Наглядный: демонстрация презентации, показ образца.
Практический: показ педагогом приёмов лепки, игры.
Словарная работа: промыслы, миска, мордовский костюм.
Материалы и оборудование: Презентация «Народные промыслы Мордовии», компьютер, колокольчик, мячик, CD диск с записью мордовских песен Н. Спиркина «Луганяса-келунесь», В. Барков и Л. Ганина «Живи Мордовия моя», образец-миска.
Раздаточный: материал для лепки на каждого ребёнка, дощечки, салфетки.
Предварительная работа: Беседы и рассматривание иллюстраций о Мордовии; посещение Мини-музея «Мордовская изба» в детском саду; чтение и заучивание русских и мордовских пословиц и поговорок о труде, лени; рассматривание изделий народных мастеров; знакомство детей с мордовским фольклором.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга и гостей, которые пришли к нам сегодня.
Здравствуй, небо! (Руки поднять вверх).
Здравствуй, солнце! (Руками над головой описать большой круг!
Здравствуй, земля! (Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуйте, гости дорогие! (Руки к гостям вперёд)
Здравствуй, наша большая семья! (Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Дыхательная гимнастика.
Что бы настроение было хорошее весь день сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя всё доброе и хорошее. А выдохните через рот все плохое.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой на мне костюм? (мордовский)
Воспитатель: Если я пришла к вам в мордовском костюме это значит мы сегодня будем говорить о Мордовии и её талантливом и трудолюбивом народе.
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения мордовского поэта В. В. Зуботыкина «Мой милый край! Мордовия родная!»
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше в мире края,
Чем наша славная мордовская земля.
Воспитатель: О чём это стихотворение? (Это стихотворение о Мордовии).
Воспитатель: Как называется столица Мордовии? (Столица Мордовии называется Саранск).
Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Мордовии? (В Мордовии живут мокша, эрзя, русские, татары и т. д.).
Воспитатель: Во все времена народ ценил людей умелых, ловких и трудолюбивых, какой бы национальности они ни были. А вот лентяев и белоручек не любили в народе, смеялись над ними.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил мордовский народ о труде. Давайте вспомним с вами мордовские пословицы и поговорки о труде.
-Труд человека прославляет.
-Умелые руки не знают скуки.
-Кто боится работы, тот не станет мастером.
- Кто хочет есть калачи, лежать не будет на печи.
- Нет на земле такой работы, которую бы человек не сделал.
Воспитатель: Вот спасибо, сколько пословиц и поговорок о труде вспомнили.
Воспитатель: Ребята, мордовский народ очень трудолюбив. С древних времён он занимался земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно были развиты народные промыслы и декоративное искусство. (Показ презентации «Народные промыслы Мордовии»). Вышивка; резьба по дереву; плетение из бересты; плетение из лозы; изготовление посуды и игрушек из дерева и глины; изготовление мордовских матрёшек; плетение из бисера; ручное валяние валенок; ткачество; прядение.
Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про них говорили: «Мастер золотые руки». Все произведения народного искусства создавались ручным способом. Каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Всё было неповторимо.
Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия. Они помогали взрослым, были хорошими помощниками. Про них люди говорили: «Маленький, да удаленький!»
Воспитатель: Ребята, а вы любите трудиться? (ответы детей)
Игра с мячом
Воспитатель: У меня есть мячик и он хочет с вами поиграть. Я буду его вам бросать а вы ловить и говорить, как вы помогаете своим родным.
Воспитатель: После рабочего дня мордовский народ умел весело отдыхать. Пели звонкие песни играли в разные игры.
Мордовская народная игра «Колокольчик» («Баягине»)
Воспитатель: С колокольчиком мы поиграем. Ребята вас всех в круг приглашаем.
(дети стоят в кругу, под музыку передают колокольчик по кругу, у кого остается колокольчик, выходит в центр круга и выполняет мордовские плясовые движения.)
Воспитатель: Сейчас я приглашаю вас в нашу мастерскую где вы сможете почувствовать себя настоящими мастерами по изготовлению посуды.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая у меня есть мордовская посуда, которую сделали мордовские мастера из глины. Она называется миска. Её использовали в быту для еды, пищи.
Вот какую миску из пластилина сделала я. (показ образца) Вы хотите, что бы я научила вас делать такую же миску? (ответы детей)
-Хорошо размять пластилин.
-Круговыми движениями ладоней скатать шар.
-Большими пальцами расплющить шар в толстый диск.
-Загнуть края, сделать бортики.
-Всё аккуратно сгладить.
Пальчиковая гимнастика
Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.
Самостоятельная деятельность детей. (под музыку В. Барков и Л. Ганина «Живи Мордовия моя»)
Итог:
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично потрудились. У вас получились замечательные миски. Можем мы их использовать для еды? (нет)
Воспитатель: Почему? (они из пластилина)
Воспитатель: Мы покажем их вашим родителям, что бы они то же полюбовались ими. Понравилось вам занятие? Что нового и интересного вы узнали? (ответы детей).