Елена Сусолина
Конспект «Знакомство с русским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие:
Формировать знания детей о русском народном костюме (мужском и женском). Познакомить с элементами украшения костюма.
Развивающие:
Развивать речь, творческие способности, любознательность, внимание, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре, творчеству русского народа, желание творить самим.
Публикация «Конспект „Знакомство с русским народным костюмом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Предварительная работа: Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, картин, беседы.
Материалы и оборудование: Ноутбук, доска, проектор, презентация, шаблоны русских народных мужских и женских рубах, фломастеры.
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом напротив мини – музея.
Воспитатель: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – значит желать доброго здоровья. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Девочки с поклоном: Здравствуйте, добрые молодцы!
Мальчики с поклоном: Здравствуйте, красны девицы!
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями.
Дети поворачиваются к гостям с поклоном.
Дети: Здравствуйте, люди добрые!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)
Воспитатель: На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый. А «красны девицы, потому, что слово «красная» означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает девушек красивыми? Дети: Красивая одежда.
Воспитатель: Верно. А ещё людей делает красивыми не только одежда, но и хорошие поступки. Ребята, посмотрите друг на друга, вы одеты в красивые платья, юбки, рубашки, шорты, а как называется эта одежда?
Дети: Современная.
Воспитатель: Давайте вспомним, как называется одежда, в которой ходили раньше на Руси?
Дети: Русская народная одежда.
Воспитатель: А где сейчас можно увидеть русскую народную одежду?
Дети: В книгах, кино, музеях.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, в нашем мини – музее есть куклы одетые в русские народные костюмы. Ребята, посмотрите, какие они красивые, яркие, нарядные, но это не самые первые русские костюмы. А вы хотите узнать, какими были самые первые русские народные костюмы? Тогда проходите и садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики на против доски.
2. Основная часть.
Воспитатель: Основными элементами женского костюма были : рубаха, сарафан. Рубаха была длинной с рукавами. Рукава у некоторой одежды были очень длинными. Когда они были спущены, работать было невозможно. Появилась поговорка о плохой работе: «Работать спустя рукава». Рубаха была белого цвета, на горловине, рукавах и по подолу была вышивка. А как вы думаете, для чего нужна вышивка?
Дети: Для красоты.
Воспитатель: Вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом. Украшая вышивкой свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Вышивки – обереги располагались в определенных местах: на рукавах и оберегали руки, сохраняли в них силу и ловкость; у выреза на вороте, оберегали легкие и сердце; на подоле, не давали злой силе подобраться снизу. Это не просто крестики, ромбики, волны и кружочки. В старину они многое обозначали. Извилистая линия – это знак воды. Считалось, что этот знак приносит веселье, радость. Круг – солнышко, значит, дарит людям тепло, добро. Ромб – знак земли, обозначает плодородие. А если в нём ещё крест и маленькие кружочки, то это засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. А вышитый крестик берег людей от злых сил. Поверх рубахи надевали сарафан. Его украшали так же вышивкой, лентами. Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, хорошую жизнь; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. На голову одевали платок или кокошник. Самой распространённой обувью были лапти или сапоги.
3. Физминутка «Сапоги»
Нарядили ножки в новые сапожки (выставлять поочередно правую и левую ногу на пятку)
И удобны, и красивы, (поочерёдно ноги на пятку поворачивать носки)
И для пляски хороши! (покружиться)
Воспитатель: Основу мужского костюма тоже составляет рубаха. Она доходила до колен и имела разрез посередине или сбоку. Если разрез был с боку, то рубаха называлась косовороткой. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или поясом. Пояс носили для тепла, оберега и что бы носить за поясом инструменты Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани, закрепляли на ногах длинными шнурами – оборами и поверх одевали лапти.
Воспитатель: Ребята, а какой одинаковый элемент одежды был в мужском и женском костюме?
Дети: Рубаха.
Воспитатель: Правильно. И я вам предлагаю закрепить полученные знания в игре «Укрась одежду», проходите за столы.
Дети проходят за столы.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат заготовки рубах. Посмотрите, чего не хватает на них?
Дети: Узора.
Воспитатель: Давайте придумаем узор из обережных знаков и украсим ими одежду по вороту, рукавам и подолу. Давайте приготовим пальчики к работе.
4. Пальчиковая гимнастика «Рубашка»
У рубашки два манжета, (показать манжеты на двух руках)
Воротник (показать воротник)
И рукава, (провести ладонями по рукавам)
И застежка есть, чтоб легче (показать застежку сверху вниз)
Проходила голова.
Пуговицы застегнем, (имитировать движения)
И работать мы начнём.
Воспитатель: Посмотрите, на мольберте есть схемы из обережных знаков.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело,
Украшай рубаху смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Все закончили работу? Проходите в наш музей. Посмотрите, какие красивые получились у вас рубахи. Давайте из этой одежды сделаем выставку в нашем мини – музее.
Дети выкладывают работы на полку в мини – музее.
4. Рефлексия.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали?
- Что для вас было интересным?
Воспитатель: Спасибо ребята, наше знакомство с русским народным костюмом закончено. Встретимся в мини – музее в следующий раз и я вас познакомлю с первыми музыкальными инструментами.