Вера Рослова
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Здравствуй, ветер, ветерок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43»
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
на тему:
«Здравствуй, ветер, ветерок.»
Рослова В. В.
Воспиталель 2 кв. категории
г. Арзамас
2013
Программное содержание:
- Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Здравствуй, ветер, ветерок“» размещена в разделах
Продолжить пополнять представления детей о ветре, как о явлении неживой природы; о его роли в жизни человека; познакомить с причиной возникновения ветра.
- Развивающие :
Развить наблюдательность, любознательность; проводить элементарные опыты, умение делать выводы на основе полученных результатов; умение по характеру музыки определить силу, состояние ветра;
- Воспитание:
Воспитывать интерес к познанию явлений неживой природы, любовь к природе, реагировать на критическую ситуацию, правильно вести себя во время сильных ветров.
Методические приемы: наблюдение, использование игровой ситуации, художественного слова, решения проблемных вопросов, использование дидактических и п/игр, опытнической деятельности, слушание музыкального произведения, рассматривание картин, использование технических средств и т. д.
Предварительная работа: наблюдения на природе; беседа; чтение произведений А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о спящей красавице и семи богатырях», О. А. Орлова «Ветер, Ветер», А. Волкова «Волшебник изумрудного города», С. Михалкова «Три ветра». Использование загадок, рассматривание иллюстраций, опытническая деятельность, связь с другими видами деятельности (изодеятельность) и т. д.
Материал и оборудование: д/игры, предметные картинки, магнитофон, картины, материал для изодеятельности, свечи для опытов, султанчики двух цветов (синий, красный – холодный, теплый ветер) и др.
Литература:
Программа экологического воспитания «Мы» Кондратьевой, С-П, 2003 г. ;
С. Н. Новикова «Место игры в экологическом воспитании дошкольников», М., «Новая школа», 96 г. ;
В. Н. Волчкова Конспекты занятий по экологии в старшей группе. Воронеж, 2004 г. ;
И. А. Рыжова «Воздух - невидимка», М., 98 г.
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» методические рекомендации. М., 2004 г.
Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», Минск «Асар», 1996 г.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети послушайте загадку:
Хоть бескрылый, а летает.
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг и нет его нигде. (ветер)
- Посмотрите в окно, скажите, есть ли на улице ветер (ответы детей).
- А что ветер умеет делать? (шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, если сильный, срывать крыши домов, вырывать деревья и т. д.).
- Скажите, сегодня какой ветер? (тихий). Ребята, он просится к нам в гости, давайте его пустим (приоткрывают фрамугу, влетает легкий ветерок).
- Как стало в группе? (чуть прохладнее).
- Почему стало прохладнее? (ветерок ворвался к нам в группу).
- Хотите узнать, как рождается ветер? Будьте внимательны, слушайте, смотрите.
- Скажите, как у нас в группе? (тепло).
- Правильно, у нас в группе теплый воздух, помогают его согревать батарее, наше с вами дыхание. Воздух легко путешествует, летает по группе, любит подниматься кверху, ему хочется вырваться на свободу.
- А на улице, какой воздух (холодный). Он «вползает» к нам в группу через оконные щели, влетает через открытые двери, окна. Он тяжелый, неповоротливый, хочет у нас «погреться», он любит гулять по низу, по полу. (Проводит опыт со свечами, доказывая сказанное. Там где встречаются холодный, и теплый воздух появляется ветер. Ветер – это движение воздуха.
- Сейчас мы с вами поиграем: девочки будут теплым воздухом, возьмут красные султанчики, а мальчики холодным воздухом – возьмут синие султанчики. «Теплый воздух», на носочках, султанчики красные тянутся к верху, из группы направляется к выходу, а «холодный воздух», полуприсядом, синие султанчики внизу, продвигается от выхода в группу – навстречу, встречаются, закручиваются по кругу и образуется ветер. Играют 2 раза.
- Почувствовали дуновение ветра? (Да).
- Это был слабый ветерок, и мы его почувствовали.
- Вы знаете, что ветер шумит, поет, но к тому же и любит слушать музыку. Я предлагаю вам послушать и определить по характеру музыки состояние, силу ветра и попробовать отразить свои ощущения в рисунке. (фрагмент оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Солтане…») Дети рисуют, рассказывают свои впечатления.
- Каким вы увидели ветер в музыкальном отрывке (сильные порывы ветра).
- Каким называют сильный ветер (буря, ураган). Мы с вами должны знать как вести себя в эти опасные моменты. Давайте вспомним.
* Нельзя стоять на открытом месте;
* Прятаться под одиноко стоящем дереве;
* Нельзя находиться рядом с металлическими предметами, на воде и т. д.
- А всегда ли надо бояться ветра? (Нет).
- Какую пользу человеку приносит ветер? (разносит семена цветов, деревьев, помогает парусникам плыть по течению, приносит прохладу в жаркий день и т. д.).
- Интересное загадочное явление неживой природы ветер и еще полностью не изученное. И мы с вами будем с каждым днем узнавать о ветре.
- А сейчас нам пришла пора прощаться с ветерком и выпустить его на волю. До скорой встречи.