Елена Устюжанина
Конспект занятия «Звуки [р]-[р’]. Поездка в Простоквашино»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Звуки Р, Рь»
Поездка в Простоквашино
Материал. Изображения героев сказки Э. Успенского «Дядя Федор, Кот, и Пес»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведерко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка, резиновые сапоги; игрушечнпя мебель (кресло, кровать); Набор мучных продуктов (вермишель, макароны, ракушки, рожки); гречневая крупа; грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужье.
Х о д з а н я т и я
1. Оргмомент
Психогимнастика
Публикация «Конспект занятия „Звуки [р]-[р’], Поездка в Простоквашино“» размещена в разделах
Дети, изобразите добродушного кота Матроскина,испуганногоШарика. Покажите, как Шарик ловит рыбу. Выразите удивление, потом радость от пойманной рыбы. Изобразите ворчливого Матроскина.
2. Введение в тему занятия
Разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина.
Алло, это детский сад? С вами говорит кот Матроскин из Простоквашино. Какие звуки вы изучаете сейчас? (Звуки Р, Р.) Очень нравятся мне эти звуки. В именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжайте к нам в гости. Будем очень рады, Прошу вас привезти ….
Связь прервалась.
3. Сообщение темы занятия
Сегодня мы поедем в Простоквашино и повторим звуки Р, Р.
4. Развитие фонематических представлений. Произношение звуков Р, Р в словах.
Кто нас ждет в Простоквашине? (Дядя Федор,корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша.)
Нам надо купить им всем подарки. Зайдем сначала в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки Р, Р. Что купим?
(кастрюлю,самовар, сковороду, кружку,ведерко,ведро). Какое сейчас время года? (Весна)
Значит дяде Федору нужны. (куртка, брюки) и на ноги. (резиновые сапоги).
А к лету ему понадобятся. (рубашка, шорты.) Что купим в мебельном магазине? (Кровать,кресло, раскладушку.) На чем мы все это довезем? (На грузовике, на грузовой машине) Какие продукты питания отвезем в Простоквашино? В их названиях должны быть звуки Р, Р. (Вермишель, макароны, ракушки, баранки, пирожные, зефир, торт.) Галчонку купим. (крупу). Печкину подарим. (ручку и карандаш, Шарику … (фоторужье, дяде Федору. (грабли, мини-трактор).
5. Звуки Р, Р в предложениях. Падежное управление
Выставляется картина с изображением деревни и персонажей сказки.
А вот и Простоквашино! С кем прздороваемся? (С дядей Федором, Матроскиным,Шариком, Муркой, Гаврюшей, Печкиным.)
Дети здороваются.
Кому и что мы привезли в подарок (Я подарю дяде Федору трактор, Я подарю Шарику фоторужье.) И т. д.
6. Физминутка
Поможем дяде Федору вскопать огород.
Мы лопатки взяли Семена рядами
Грядки раскопали Дружно мы сажали
Грабли в руки взяли А потом водою
Грядки разровняли Теплой поливали
Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.
Дядя Федор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили? (Сыром, творогом, простоквашей, кефиром.)
7. Словесный анализ предложения
Угадайте, кто и какую работу выполняет? (Матроскин доит корову, Шарик ловит рыбу.)
Одно-два предложения обозначаются полосками, определяется количество и последовательность слов.
8. Звуко-слоговой анализ и синтез слов
Дядя Федор предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».
Логопед говорит от имени дяди Федора.
Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога ра мне сейчас назвать слова (Ракета, радуга, раки, рана.) Продолжаем мы игру — где слова со слога ру? (Рукавицы, рука, ручей, рубашка.) Теперь составьте слова из «рассыпанных» слогов.
Ра, но. (рано, нора, со, ро … (роса, ро, до, га … (дорога,
Ре, ка … (река, ки, ра. (раки).
А сейчас поиграем в игру «Словесная цепочка». В этой игре каждое последующее слово начинается с последнего звука предыдущего слова. Я называю первое слово, а вы продолжаете : рак (кот -танк - каша — арбуз.).
9. Творческие задания детей
Какое слово придумал Витя, если в нем первый звук р, а последний звук — а? (Радуга.)
Аналогичные задания придумывают и загадывают дети друг другу.
А теперь, дети, отгадайте ребус ---на рисунке нарисована рыба и буква к (Рыбак.)
10. Чтение стихотворения
Послушайте, какое стихотворение — шутку сочинил Шарик на рыбалке.
В тихой речке у причала -На рыбалке я была.
Рыбка рыбку повстречала: Я удила рыбака
-Здравствуй! Дядю Федю-чудака
-Здравствуй! -Где же твой рыбак? Попался?
-Как дела? -Нет, ушел, хитрец! Сорвался!
Е. Чеповецкий
11. Чтение слов
Выложим «крылечко из слов. На верхней ступеньке- слова их трех букв. Кто живет в речке? (Рак.) Под ним — слово из четырех букв. Посмотрите на окно, догадайтесь, что это? (Рама.) Ниже- слово из пяти букв. Без чего ученик не ходит в школу? (Без ручки.)
Выкладывается слово ручка.
Что выводит космические корабли в космос? Это слово состоит из шести букв.
(Ракета.)
Слова составляются друг под другом и прочитываются.
Пора возвращаться домой и всем остальным обитателям дома в Простоквашине.
12. Итог занятия