Татьяна Лыга
Конспект занятия «Звуки — голоса птиц» из цикла «Дети, мир звуков, музыка» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Звуки – голоса птиц». Из цикла «Дети, мир звуков, музыка» (старший дошкольный возраст).
Задачи занятия:
1. Приобщение детей к творческой деятельности (игра на детских музыкальных инструментах);
2. Формирование знаний о выразительных возможностях детских музыкальных инструментов.
Задания:
1) «Звуковые зарисовки»
2) Исполнение песен о птицах.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Используемый материал:
- детские музыкальные инструменты;
- иллюстрации с изображением птиц;
- матрицы;
- запись на магнитофоне голосов птиц;
- музыкальный материал: «Птичий хор» (муз. И. Кадомцева, сл. П. Синявского, «Про птиц» (муз. И. Ефремова, сл. Голованова, «Поползень» (муз. В. Кикты, сл. П. Барто, «Дятел» (муз. И. Леви, сл. А. Фаткина).
Ход занятия:
В начале занятия педагог обращается к детям с вопросами:
- каких птиц вы знаете?
- голоса каких птиц вы умеете различать?
- назовите певчих птиц. Почему мы говорим, что они певчие?
- назовите птиц, у которых голоса звонкие, яркие (соловей, зяблик, пеночка, зарянка, крапивник и др.);
- назовите птиц, у которых голоса тихие, мягкие, певучие (иволга, овсянка, чечевица и др.);
- назовите птиц, у которых голоса как будто «говорящие» (дятел, кукушка, перепел, ворон и др.);
Действительно, птиц много самых разных. Давайте споем песенку про птиц.
Исполняется «Песня про птиц»
1. Птицы часто нам встречаются в природе:
На озерах, и в пустынях, и лесах.
Если надо, птицы плавают и ходят,
А не надо – так летают в небесах.
Припев:
Не напрасно, не напрасно
Так прекрасны щебетанье и полет,-
Как прекрасно, как прекрасно
Птица по небу летает и поет!
2. Птиц по щелканью и свисту различают,
Их по гомону и пенью узнают,
И поют они, когда им не мешают,
Ну. а если им мешают – не поют.
Припев.
Затем детям предлагается прослушать в записи на магнитофоне голоса птиц, выявить их особенности. Параллельно можно показать иллюстрации с изображением тех птиц, голоса которых они только что прослушали.
Педагог:
- Знаете ли вы, что птицы учатся петь, причем петь на своем языке? Соловей, например, учится выводить трели, кукушка – куковать, воробышек – чирикать, ворон – каркать, пеночка – посвистывать, иволга – мелодично напевать.
Об этом поется в песенке «Птичий хор», послушайте ее:
Исполнение несколькими детьми, заранее выученной песни «Птичий хор».
1. Под крылом у птицы-мамы
Занимаются птенцы-
Учат новую программу,
Словно взрослые певцы.
2. Разучили гаммы птицы,
Повторили их опять –
Ведь нельзя без репетиций
Даже птицам выступать.
3. И синицы, и кукушки
Любят песенки свои,
Воробьинные частушки
Обожают воробьи.
4. Кто щебечет, кто курлычет,
Кто свистит на сто ладов –
Коллектив веселый птичий
К выступлению готов.
Вопросы:
- могут ли детские музыкальные инструменты изображать голоса птиц, подражать им?
- голоса каких птиц можно изобразить, например, на ксилофоне? (дятел, кукушка, перепел);
- а на металлофоне? (зяблик, пеночка, зарянка);
- на дудочке? (иволга, чечевица).
Затем дети пробуют изобразить птиц на тех инструментах, которые, как они считают, наиболее им соответствуют. Сначала можно предложить изобразить голос кукушки. Выбрать инструмент должен сам ребенок. Он объясняет свой выбор, комментирует средства воспроизведения – темп, в каком следует играть звуковые последовательности, ритм – как чередовать звуки (часто или редко, динамику, а также прием исполнения.
В заключении занятия исполняются песенки о птицах: «Поползень», «Дятел».